Пейзаж «День карнавала в Париже» Николай Тархов показал публике на Первой выставке Союза русских художников в 1903 году в Москве. После выставки в газете «Русские ведомости» Павел Эттингер написал: «…заметим по поводу приводящих публику в недоумение картин Н.А. Тархова, что перенятая им у французских импрессионистов и доведённая до крайности техника, пока не даёт оправдывающих её результатов».
На картине «День карнавала в Париже» Николая Тархова мы не увидим ни масок, ни ряженых. Их заменила пестрота движущихся людей, фиакров, лошадей, детских колясок. И всё это — люди, город и деревья, купаются в солнечных лучах.
Нельзя не обратить внимание на особенность тарховской живописи: если смотреть на картину сбоку или издали, она теряет свою цветовую насыщенность, приобретая мягкое, почти пастельное звучание.
Русский художник Николай Тархов, приехавший во Францию в 1898 году, открывает зрителю свой Париж. И он отличается от того, каким его видели другие художники и туристы.
Например, на полотне «День карнавала в Париже» он опробовал собственное композиционное построение. По вертикали у него всегда будет выситься некое значительное здание, которое своей внушительной величиной создаёт контраст с миром «движущихся человечков».
День карнавала в Париже
Главный день карнавала в Париже обычно приходился на 22 февраля. Рассказывают, прежде королевская семья, желая принять в нём участие, вставала до рассвета, только бы успеть!
А вообще это мероприятие основано на нерушимой традиции «праздничных и карнавальных обществ» с организационным участием определённых гражданских групп, корпораций и профсоюзов. Не могу не привести стихотворение неизвестного автора, написанное в XVIII веке:
Всегда на подобных маскарадах
рабочие получают особое удовольствие.
Они причитают: «Мы должны следить за нашими парадами!
Это то, чем мы все дорожили!»
Завтра мы вернемся к обычной рутине,
когда Марди Гра, к сожалению, закончится,
будет трудно найти еду и питье,
И мы сделаем все возможное, чтобы восстановиться.
Карнавал в Париже также является праздником парижской полиции. Кроме того, поначалу в нём принимали участие простые люди, прежде всего, представители различных гильдий. К примеру, мясники, прачки, торговцы, студенты. Впрочем, подобное разнообразие встречается на карнавалах по всему миру. Как говорится, чем больше народу, тем веселее.
Карнавал
К слову, в парижском карнавале имелся перерыв между 1952 и 1997 годами. В это время почти не произносили слова «Карнавал в Париже» или «День карнавала в Париже». Самое интересное, что сегодня многие парижане даже не знают о его существовании.
Они также не знают о том, что центральное место в карнавале занимают определённые персонажи в отличительных костюмах, которые появляются каждый год. А ещё существует ряд традиционных карнавальных шуток. Эти по-настоящему «старые шутки» сохранились с XVII века.
А вообще парижский карнавал вдохновил многих художников. В их числе Эдуард Мане, Клод Моне и др. Так что Николай Тархов не единственный, кто был впечатлён ярким действом на городских улицах.
В парижском карнавале есть два типа мероприятий: аллея масок и шествия. В аллее масок участвуют переодетые люди в огромном количестве. Любопытные приходят посмотреть на них в определённое место и в определённое время. Вот что в 1787 году говорит об этом явлении историк Дюлор: «Улица Сент-Антуан славится грандиозным конкурсом масок, который проводится каждый год в последний день карнавала и привлекает большое количество любопытных».
Другой частью праздника являются парады и шествия. По словам того же Дюлора, во время «последних дней карнавала» наступали «жирные дни». Традиция берёт начало в XVIII веке. Перед Великим постом в четверг открывалось пиршество и заканчивалось оно пять дней спустя, на Марди Гра…
Современный карнавал
В 1997 году карнавал перезапустили силами групп Les Fumantes de Pantruches и Droit à la Culture. Они всё ещё довольно активны и ежегодно проводят несколько мероприятий — Карнавал в Париже и Карнавал женщин Парижа.
С 2002 года карнавал также проводит MACAQ — Движение за культурную и художественную оживленность квартала. В 2007 году в нём приняли участие около 1500 человек при 10 000 зрителей. По словам организаторов, в 2009 году цифры увеличились до 15 000 участников и 40 000 зрителей.
В 2010 году карнавал совпал с Днём Святого Валентина и китайским Новым годом, темой были невероятные пары. Но это городское мероприятие пока не достигло прежнего размаха.
О художнике
Николай Александрович Тархов (1871-1930) – один из мастеров богатейшей плеяды художественных талантов и дарований начала ХХ века. Он сумел создать свой собственный, яркий и динамичный живописный стиль.
Родился в Москве. Учился, но не окончив МУЖВЗ и, проработав немного в мастерской Константина Коровина, в 1898-м уехал в Париж. Так Тархов оказался в числе «чужаков-эмигрантов», чьё творчество по тем или иным причинам замалчивалось в советскую эпоху.
Несмотря на активное участие в художественной жизни России 1900-1910-х гг., имя Тархова в течение многих десятилетий было предано забвению. И только большая ретроспективная выставка в Третьяковской галерее в 2003 г. заново открыла зрителям «его глубоко правдивое, искреннее, прекрасное творчество».
Работы Николая Тархова представлены во многих музейных и частных собраниях. Есть они в Государственной Третьяковской галерее, которая приобретала работы художника ещё с прижизненных экспозиций. Также произведения художника находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и Музея искусств «Пти-Пале» (Женева).
При подготовке публикации использовались следующие материалы:
Бенуа А. Выставка Тархова // Речь. — 1910.
Бенуа А. Выставка современного искусства в Риме // Речь. — 1911.
Лейкинд О., Махров К., Севрюхин Д. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. — СПб: Нотабене, 1999.
Сайт ГТГ
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Картину «Ботаник» Василия Перова публика недооценила