Среди русских художников немного импрессионистов. Николай Тархов, возможно, один из самых значительных. Но имя этого мастера российскому зрители почти неизвестно, хотя его работы есть в Третьяковской галерее и Русском музее. Дело в том, что большую часть жизни он прожил во Франции. Не планировал, но так сложилось…
Николай Тархов родился в богатой купеческой семье в 1871 году. Мать он потерял в три года, а отца — в восьмилетнем возрасте. Поэтому воспитывали его родственники, которые не поощряли страсти мальчика к рисованию.
Юноша не получил начального художественного образования, однако рискнул поступать в Московское училище живописи. Вполне понятно, что попытка, предпринятая в 1894-м, оказалась неудачной. Уже будучи служащим Брестской железной дороги, Тархов занимается самостоятельно. В 1897 он начал посещать занятия в мастерской Константина Коровина. Там судьба свела его с Василием Поленовым, Валентином Серовым и другими мастерами живописи. У Коровина Николай подружился и с молодыми художниками-символистами Павлом Кузнецовым, Николаем Милиоти и Петром Уткиным.
Тогда же Тархов стал одним из членов-учредителей объединения «Мир искусства» и представил свои работы на первой выставке мирискуссников в 1898 г., затем — на выставке группы «36 художников» в 1901 г. Надо сказать, что Тархов участвовал во всех выставках «Союза русских художников» с 1903 по 1910 гг., кроме третьей.
Париж
Практически сразу после выставки, на которой его работы были замечены критиками и зрителями, 28-летний Николай Тархов попадает в Париж. Французская столица пропитана импрессионизмом, пленившим Николая Александровича… Он немного посещает мастерские французских мастеров-импрессионистов.
Но вскоре возвращается в Россию, собираясь поступать в Академию художеств. Вдруг срывается, бросает всё и едет опять в Париж. Теперь уже навсегда. Селится, конечно, на Монпарнасе, где обитает вся французская богема тех лет.
Правда, богемный образ жизни ему чужд, Тархов придерживался строгих патриархальных взглядов. В 1904 году он женился на француженке Ивонн, с которой прожил всю жизнь в счастливом браке. У пары было трое детей, и художник часто рисовал свою семью. Эти работы имели успех, настолько они были добрыми и тёплыми.
К слову, он присылал свои работы в Россию, на выставках их сразу узнавали и восхищались. В 1909-1910 гг. Тархову даже посвятили крупную экспозицию на VII выставке картин Союза русских художников, организованной журналом «Аполлон» в Москве, Петербурге и Киеве. В 1910 г. работы Тархова экспонировались в Салоне независимых и Осеннем салоне в Париже. Словом, его признали, как мастера.
На Осеннем салоне 1911 года в Париже Гийом Аполлинер, обратив внимание на его картины, сказал: вот «…красочные картины фовистов, … а вот более красивые картины Тархова».
Французским художником не стал
В 1909 году Тархов провёл свою первую индивидуальную выставку в парижской галерее Дрюэ. А вскоре друзья-искусствоведы Мариус и Ари Леблон посвятили несколько страниц его творчеству в своей книге «Породистые художники» (Peintres de Race), в которую вошли Поль Гоген и Ван Гог. Но французским художником Тархов так и не стал. Скорее всего потому, что не захотел пользоваться услугами парижских маршанов, что привело к резкому разрыву с одним из самых известных торговцем произведениями искусства Амбруазом Волларом.
Причина довольно проста. В мае 1906 года Амбруаз Воллар, который выставлял, в частности, Сезанна, Ренуара, Пикассо, Матисса, организовал крупную выставку, посвящённую творчеству Тархова. Экспозиция имела огромный успех. Галерея предложила купить всю его продукцию, только по такой низкой цене, что Тархов отказался. Расставание было жестским, и художник потерял ценную поддержку.
В сложившейся ситуации его поддержали Берта Вейль, Эжен Друэ, Эдуард Девамбез, приветствуя его картины в своих парижских галереях. Николай Александрович был на гребне славы, его работы активно раскупали.
Переезд в Орсе
В 1911 году семья Тарханова переехала в деревенский дом в Орсе. Именно здесь Тархов полюбил рисовать деревенские пейзажи, коз и курочек… Казалось, живи и радуйся! Только этот переезд сыграл злую шутку. Художник оказался изолированным от центра художественной жизни. Только близкие друзья, среди которых был Марк Шагал, приезжали к нему в гости и сообщали последние новости искусства. Находясь в уединении, Тархов даже не заметил, как импрессионизм выходит из моды, и его картины продаются всё хуже.
В довершении всего началась Первая мировая война, и людям было не до искусства. К сожалению, успех к нему больше не вернулся.
Постепенно художник совсем обеднел и умер в нищете в 1930 году. Ему было 59 лет. В Париже после смерти организовали ретроспективный показ его работ, после чего наступило долгое забвение.
У колыбели
С особой нежностью и любовью Николай Тархов изображал супругу с детьми. Некоторые из этих картин хранятся в Третьяковской галерее. Одна из них «У колыбели», на которой изображена любимая Ивонн с ребёнком.
С лёгкостью французских импрессионистов, приправленной элегическим настроением души русского художника, он запечатлел мгновение человеческой жизни. Небольшое полотно пропитано светлым, прозрачным колоритом, насыщенно воздухом и светом. Всё буквально светится атмосферой семейного счастья.
Тархов пишет длинными, энергичными мазками, с большой экспрессией. И делает это просто, выразительно и без внешних эффектов. Картина «У колыбели» очень проста, но в ней красота обычной жизни.
Возвращение имени
Сергей Маковский в 1910 году в журнале «Аполлон» написал: «Тархова ещё мало знают и плохо ценят в России. Пора и нам русским, понять, что Тархов — большой самородный талант. Пора поклониться его глубоко-правдивому, искреннему, прекрасному творчеству». А Казимир Малевич ставил Тархова в ряд мастеров, для которых живопись превращалась «в стихию движения цветовых элементов», знаменуя «отход от предмета в самостоятельную республику живописи». Не взирая на столь восторженные отзывы, он всё же был забыт.
Творчество Тархова вспомнили во Франции лишь в середине XX века. У нас в России о нём заговорили в 1980-е годы, когда в Москве прошла выставка русских импрессионистов, на которой можно было увидеть работы Тархова из запасов Третьяковки. Персональные выставки состоялись уже в наше время.
Работы Николая Тархова представлены во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, которая приобретала работы художника ещё с прижизненных экспозиций. Также его произведения находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея русского импрессионизма и Музея искусств «Пти-Пале» (Женева).
При подготовке публикации использовались следующие материалы
Бенуа А. Выставка Тархова // Речь. — 1910. — 22 окт.
Бенуа А. Выставка современного искусства в Риме // Речь. — 1911. — 12 мая.
Лейкинд О., Махров К., Севрюхин Д. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. — СПб: Нотабене, 1999.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Первая зелень» открыла Илью Остроухова как художника-пейзажиста