Король натюрмортов Илья Машков

король натюрмортов
И. Машков. Клубника и белый кувшин, 1943. ГТГ

Король натюрмортов, именно так называли художника Илью Машкова современники. В своё время его исключили из художественного училища за эксцентричность и вольномыслие, однако это не помешало ему стать большим мастером, картины которого находится во многих коллекциях мира и продаются на мировых аукционах за большие деньги. Одна из его работ есть в Государственной Третьяковской галерее.

Речь идёт о натюрморте «Клубника и белый кувшин», написанном в 1943 году. На полотне, выполненном маслом, изображены утренний урожай садовых ягод и разные столовые предметы. Картина получилась яркой и радостной, как в жизни.

Стол устлан тёмной скатертью. На переднем плане холста виртуозно изображены спелые, сочные ягоды клубники ярко-красного цвета, перед ними – веточки жёлтой и красной малины, чуть дальше в тарелке и банке — белая и чёрная смородина. На заднем плане слева виден серебряный лоток с ягодами и, конечно, большой белый кувшин. Ягоды на картине занимают много место, но тем не менее, все пропорции отлично соблюдены.

«Клубника и белый кувшин»

Зритель видит на столе клубнику, собранную на разных этапах созревания. Справа «выглядывает» жёлтый бочок неспелой ягоды, рядом соседка с красноватым пятном на боку, который созрел быстрее под лучами солнца. Есть клубника на веточке, гроздью. Её верхушка завершается маленькими зелёными ягодками. В глаза бросаются аппетитные большие, тёмно-красные ягоды с зелёными хвостиками, которые очень хочется попробовать.

В центре композиции художник разместил необычный букет из нескольких веточек смородины в стеклянной банке, наполненной водой. Судя по всему, созревшие и налитые соком ягоды только что сорваны. На боках чёрной смородины, которая напоминает жемчужины, играют яркие блики света. И белая смородина сияет словно драгоценные камни. Эти веточки увенчаны тёмно-зелёными листочками.

В левом углу натюрморта расположен домашний кувшин простой формы с круглыми боками, который не выглядит совершенно белым. Чтобы передать заявленный цвет, живописец использовал тёмные, сероватые, голубые и фиолетовые оттенки. В итоге у него получилось написать его контрастно по сравнению с тёплыми, летними красками полотна. 

Старший из девяти детей

Илья Иванович Машков родился в 1881 году в станице Михайловская Саратовской губернии (сегодня Волгоградская область) в бедной крестьянской семье. Мальчик рисовал с раннего детства, однако у родителей не было денег оплатить его обучение, ведь в семье росло ещё восемь детей.

Вначале Илью отдали в приходскую школу, которую ему пришлось оставить в 11 лет и пойти работать, чтобы помогать семье. В лавке торговца фруктами он по 14 часов обслуживал клиентов, стоя на ногах. Работа ему не нравилась, но выбора не было. Следующим местом работы была лавка купца, где порой ему поручали рисовать плакаты и вывески, и вот это было особенно по душе.

Пусть мальчик и жил очень стеснённо финансово, но выписал себе по почте коробку с красками и в свободное время перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц.

Однажды учитель Борисоглебской гимназии увидел его рисунки и спросил, хочет ли он учиться. Илья очень удивился. До этого разговора даже не подозревал, что рисованию можно научиться. В итоге учитель стал его консультировать. Эти уроки очень помогли юному дарованию, который твёрдо решил стать художником.

Исключен за вольномыслие

В 1900 г. Илья Машков поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у выдающихся педагогов, в их числе Константин Коровин, Леонид Пастернак, Валентин Серов, Апполинарий Васнецов. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и довольно своеобразный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен.

Как малоимущему студенту ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь. Трудолюбие и упорство приносят свои результаты. Довольно быстро Илья встаёт на ноги. Ему удалось построить для себя мастерскую в здании Политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, которая станет его творческим домом до конца дней. На три года он прерывал своё обучение, затем восстановился…

В 1908-м предпринял поездку в Европу, за несколько месяцев посетил Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию и познакомился с новыми течениями в живописи, что сказалось на его творческих исканиях. Однако в 1910 году Машкова исключают из училища за вольномыслие. Впрочем, ему это ничем не грозило, ведь к этому времени юноша уже нашёл свой путь… Уже тогда картины Машкова, который проникся революционными идеями в Европе и одержим был изменением русской живописи, отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы.

«Бубновый валет» и «Мир искусства»

Молодой художник по-прежнему много работает, пишет на заказ портреты и натюрморты, продолжает брать уроки в студии Константина Коровина. Кроме того выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат Савва Морозов.

В 1911 году Илья Машков вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет», и Илья становится его идеологом. Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве, и следует отметить, им это в полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей. Машков работает секретарём общества и принимает участие во всех выставках.

В 1916 году на «Выставке современной русской живописи» в Санкт- Петербурге он показывает 70 работ. Это была самая большая прижизненная выставка Ильи Машкова. В 1914 году он покидает «Бубновый валет» и отправляется за границу. А когда возвращается, как-то забывает о прошлом и вступает в «Мир искусства» — объединение, существовавшее с конца XIX века и объединявшее самых выдающихся русских художников. Как раз в это время группа провозглашает возможность создания новой классики, по мысли Александра Бенуа — «новой академии».

Король натюрмортов

Следует отметить, что в то время «Мир искусства» стал уже скорее формальным объединением. Но Машков активно участвует в выставках и поддерживает товарищей, и в своих работах постепенно переходит к новому реализму. По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма. А вот его коллеги, московские живописцы, многие из которых поспешно эмигрировали, не понимают его новых идеалов и открыто осуждают.

В 1925 году Илья Машков, который отказался уезжать за границу, вступает в новое общество — Ассоциацию художников революционной России, где проповедует революционные идеалы и остаётся там до самого её распада. Он много выставляется за рубежом: Венеция, Лондон, Нью-Йорк… В этот период Машков пишет картины счастливой новой жизни, портреты передовиков производства, натюрморты с изобилием продуктов…

В 1937 г. картина Машкова «Портрет красного партизана А.Е. Торшина», выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью.

В 1939 г. он был награждён бронзовой медалью «За выдающийся вклад в мировое искусство», как участник выставки, организованной корпорацией IBM в Нью-Йорке. 

Учитель

На протяжении почти всей жизни Илья Машков много преподавал. Ещё в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл ещё в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР.

С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества — ВХУТЕМАС). Он проработал здесь до 1929 года главным профессором индивидуальной мастерской живописного факультета. Также много работал на различных курсах, в Военной академии. Вместе со своими учениками Машков создавал монументальные панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников. 

Творческий путь Илья Машков завершил, как говорят в таких случаях, на боевом посту: он рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и медиков в Первом Московском госпитале в Лефортове и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года художник скоропостижно скончался, так и не дожив до Победы.

Илья Иванович Машков оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины пользуются сегодня большой популярностью, периодически появляются на крупных аукционах, где продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» — за 7,2 миллиона долларов.

Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях.

 

король натюрмортов
Лимоны и бессмертник
Клубника и белый кувшин
король натюрмортов
Натюрморт с дынями и тыквами
Натюрморт с самоваром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Главный герой картины — лес, но…