Наталия Гончарова написала пять павлинов в разных стилях

наталья гончарова
Наталья Гончарова. «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)». 1911 г. ГТГ

Художница Наталия Гончарова написала пять павлинов, продемонстрировав умение подать одно и тоже в разном виде. Свои картины, созданные в конце 1900 – начале 1910-х годов, она объединила в одну серию и назвала её «Художественные возможности по поводу павлинов». В этой серии она обращалась к разным стилям – от ассиро-вавилонского до футуристического.

Впервые «Павлины» были показаны на выставке «Ослиный хвост», проходившей в 1912 году в помещении московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В серию входили: «Павлин (китайский стиль)», «Павлин под ветром (стиль футуристов)», «Белый павлин (стиль кубистов)», «Весенний павлин (стиль русской вышивки)» и «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)». Именно «египетского павлина» считают одним из самых красивых произведений русского неопримитивизма. Критики уверяют: этот павлин излучает свет как Жар-птица из русских сказок.

Следует отдать должное смелости Гончаровой, которую современники называли «амазонкой авангарда». Она никогда не боялась, что её обвинят в подражании кому-либо и пользовалась приёмами разных стилей: от примитивизма до футуризма. Художник считала, что в творчестве можно использовать все стили, находя в любом образце возможность для современного истолкования.

Павлин Гончаровой

Наталия Гончарова всегда любила писать чистыми красками. Синий, красный, жёлтый – основные цвета, первоэлементы, из которых она выстраивала свои картины. Синий – цвет космического неба и первозданного океана. Жёлтый – свет солнца и тёплый песок пустыни. Красный – огонь, кровь, энергия. В итоге все, кто смотрит на полотно «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)», уверен: перья сияют, мерцают, гаснут, переливаются как драгоценные камни… Птица довольно трогательно поворачивает свою маленькую головку на изящно изогнутой шейке. А вот хвост у неё совершенно замечательный, он изображён фронтально.

Самое интересное, что птица существует как бы отдельно от своего хвоста. Её тело вписано в зелёный овал, будто бы павлин живёт внутри яйца. К слову, в египетской мифологии «космическое яйцо» — символ начала и конца, средоточие космической энергии, порождающей мир из хаоса и небытия.

К слову, есть версия, что «Павлин под ярким солнцем» натолкнул Александра Бенуа на мысль пригласить Гончарову для художественного оформления оперы-балета Римского-Корсакова «Золотой петушок» для Дягилевской труппы, которая потом покорила Европу своей экзотической «восточной» красочностью. После её премьеры художница вместе с супругом Михаилом Ларионовым уже не вернётся в Россию.

Как картина попала в Третьяковку

В начале XX века многие молодые художники находились в поиске новых живописных форм, единомышленники объединялись в группы. Например, в 1908 году художники-авангардисты создали «Союз молодёжи». Молодые мастера писали картины и сами организовывали выставки.

После революции 1917 года картины с выставок «Союза молодёжи» оказались в специально созданном для нового искусства собрании — Музее живописной культуры (МЖК). Туда попало и произведение Наталии Гончаровой «Павлин под ярким солнцем».

В 1929 году МЖК расформировали, а его коллекцию распределили между музеями страны. Уже тогда начала меняться политика государства по отношению к искусству, в результате чего произведения художников-«формалистов», эмигрантов становились нежелательными. Несмотря на это, Третьяковская галерея добилась передачи в своё собрание ряда работ Гончаровой, в том числе и «египетского павлина».

Жизнь в эмиграции

Переезд Наталии Гончаровой в Париж случился в 1919 году. В начале 1920-х годов Гончарова с Ларионовым активно сотрудничали с Дягилевым, регулярно выставлялись в парижских галереях «Осенний салон» и «Салон независимых». Гончарова продолжала заниматься книжной иллюстрацией, живописью, преподаванием, оформляла парижские балы, но её известность постепенно сошла на нет.

Первая зарубежная персональная выставка Гончаровой открылась в июне 1931 года. В 1938 году они с Михаилом Ларионовым приняли французское гражданство. В 1956 году Гончарова и Ларионов наконец официально зарегистрировали свой брак.

В 1940-х и 1950-х годах супруги жили в относительной бедности и не востребованности, но во второй половине 1950-х годов их творчество вновь привлекло к себе внимание. В 1961 году в Лондоне Советом искусств Великобритании была организована крупная ретроспектива работ Ларионова и Гончаровой.

После её смерти Музей современного искусства (Париж) посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективу.

наталья гончарова

наталия гончарова
Павлин (стиль русской вышивки). 1911 г.

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Портрет Александра Грибоедова Крамской написал через 40 лет после гибели поэта