Портрет Александра Грибоедова Крамской написал через 40 лет после гибели поэта

портрет александра грибоедова
Иван Крамской. Портрет А.С. Грибоедова. 1873 г. ГТГ

Портрет Александра Грибоедова работы Ивана Крамского был написан через сорок лет после смерти поэта и дипломата. Когда Павел Третьяков заказал художнику эту работу для своей галереи, то он очень серьёзно отнесся к поставленной задаче. Большую помощь при написании могла бы сыграть предсмертная маска, но её просто не было. Поэтому Крамскому пришлось изучать все литографии и имеющиеся на тот момент изображения поэта, а их тоже было крайне мало.

На портрете работы Крамского поэт и дипломат Александр Грибоедов выглядит задумчивым, аккуратным, статным мужчиной.

Одет Александр Сергеевич в тёмный сюртук и белоснежную рубашку, шея повязана щегольским платком. Выразительные карие глаза прячутся за очками с тонкой оправой. Густые брови, не очень полные губы, прямой нос и щетина. Дополняет образ кресло, выполненное в красных тонах. Таким создал мастер портрет Грибоедова и мы верим, именно таким был он в жизни.

Поэт и дипломат

Александр Сергеевич Грибоедов (1795, г. Москва — 1829, г. Тегеран) — русский дворянин, статский советник, дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор. С его биографией и литературной деятельностью мы знакомы ещё со школьной поры. Вообще, это был удивительный человек! Из его литературного творчества до нас дошла только комедия «Горе от ума», цитаты из которой активно используются по сей день. Кто не помнит крылатые выражения: «А судьи кто?», «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?!», «Ведь нынче любят бессловесных…» и многие другие. А его единственный известный нам вальс? Его любят и исполняют и ученики музыкальных школ, и профессиональные музыканты. 

Жизнь Грибоедова была короткой и удивительной, насыщенной событиями историческими, эпохальными для страны. Например, во время русско-персидской войны он активно участвовал в переговорах с представителями персидского шаха и разработке ключевых условий выгодного для России Туркманчайского мирного трактата. Погиб Александр Сергеевич в тридцать четыре года, и его прижизненных изображений практически не осталось. Поэтому Крамскому пришлось много потрудиться, чтобы создать реально приближенный к оригиналу портрет.

История создания портрета

Рассказывая историю создания этого портрета, издатель журнала «Русская старина» Михаил Семевский, близко знакомый с Крамским, писал: «Пересмотрев и сличив между собой все гравированные портреты Грибоедова, Крамской принуждён был остановиться на литографированном портрете, приложенном к изданному Е. Серчевским «Собранию сочинений Грибоедова» и снятом с акварели, рисованной по памяти артистом П.А. Каратыгиным. Руководствуясь изустным рассказом артиста о наружности Грибоедова, Крамской писал как бы «под диктовку» и воскресил талантливою кистью наружность славного писателя».

Однако не все современники художника разделяли восторженное отношение к портрету. «Крамской писал портрет Грибоедова с гравюры Уткина, – замечал русский библиограф и издатель Пётр Ефремов, – но испортил оригинал прибавкой высоты хохла над лбом. Это он сделал согласно рассказу П.А. Каратыгина».

Портрет с натуры

Кроме известного портрета Грибоедова работы Ивана Крамского существует прижизненный портрет писателя. Авторство спорно, но написан он был явно с натуры. Этот портрет вделан в переплёт списка «Горя от ума», подаренного Грибоедовым Фаддею Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю Булгарину».

В своих воспоминаниях Булгарин так писал о портрете: «В 1824 году, в мае, Грибоедов получил позволение отправиться за границу на излечение болезни, но, прибыв в Петербург, остался там и прожил около года. В это время упросил я его позволить списать с себя портрет собственно для меня. Это единственный портрет его».

Предполагается, что автором портрета является Михаил Теребенев. Его кисти принадлежит целый ряд акварельных и миниатюрных портретов, в том числе друзей Грибоедова: Александра Одоевского и Александра Всеволожского. Это трудно оспорить. Так что эта работа считается одним из самых достоверных портретов Грибоедова.

К слову, именно она стала оригиналом для получившей широкую известность гравюры Николая Уткина, опубликованной в первом номере журнала «Сын отечества» и «Северный архив» за 1830 г. в приложении к статье Фаддея Булгарина «Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове», написанной к годовщине смерти поэта. Гравюра Уткина завоевала большую популярность.

Также при жизни Александра Сергеевича дважды рисовал его тёзка, поэт Александр Пушкин, но это всего лишь наброски пером. 

Рисунки с изображением Грибоедова

Есть также портрет, на котором Грибоедов изображён в халате и белой рубашке, с чубуком, под ним подпись: «Грибоедов, списанный за два года до смерти, 32-х лет».

Авторская копия этого портрета (с отличиями в одежде: другой халат, шейный платок поверх рубашки, отсутствует курительная трубка) хранится в собрании Краеведческого музея г. Зугдиди. По легенде, портрет был передан Екатерине Дадиани (в девичестве Чавчавадзе) её сестрой, Ниной Грибоедовой на память о муже Александре Грибоедове. Музею он был подарен потомками Дадиани.

Известно ещё несколько рисунков с изображением Александра Сергеевича, которые академик живописи, художник Владимир Мошков сделал в момент подписания Туркманчайского мира. Речь идёт о «Встреча Паскевича с Аббас-Мирзой» и «Подписание Туркманчайского мира». С рисунков Мошков сделал серию известных литографий. Прочие портреты дипломата были выполнены уже после его смерти.

портрет александра грибоедова
Портрет А. С. Грибоедова (с оригинала П.А. Каратыгина) рис. Борель, литограф. Мюнстер
портрет александра грибоедова
Портрет А.С. Грибоедова. Иван Крамской
А.С. Грибоедов. Михаил Теребенев
А.С. Грибоедов. Александр Пушкин
портрет александра грибоедова
А.С. Грибоедов. Николай Уткин
А.С. Грибоедов. Александр Пушкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Алексей Степанов — художник, пейзажист, анималист