Овальные портреты стали достижением Боровиковского

овальные портреты
Владимир Боровиковский. Лизонька и Дашенька. 1794 г.

К несомненным достижениям художника Владимира Боровиковского относятся небольшие овальные портреты, написанные маслом на металлических пластинках. Один из них — парный — запечатлел крепостных девушек князя Николая Александровича Львова — Лизоньку и Дашеньку.

 Молодые девушки, портрет которых хранится в Государственной Третьяковской галерее,  прекрасны и грациозны. Глядя на них, трудно представить, что они крепостные: одеты и причёсаны по моде, мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец… Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая! Портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел свои модели и довольно тонко передал внутренний мир изображённых им людей.

 Видимо очарованный прелестью и молодостью своих героинь, Боровиковский представил их в самом привлекательном виде. Девушки обладают изящными манерами, они легко и естественно носят одежду и украшения, более привычные для представительниц привилегированных сословий.

  На них светлые платья, напоминающие античные туники, волосы, падающие лёгкими кудрями на плечи, украшены цветами и обручем, напоминающим по форме кокошник. Сама картина написана в голубовато-жемчужных и блеклых зелёных тонах.

  Художник очень хорошо передал нежную чувственность героинь и при этом ни у кого даже мысли не возникает о том, что модели простого происхождения. Но, тем не менее, невольно обращаешь внимание на грустные глаза девушек. Возможно они думают, что их будущее зависит от прихоти господина и овальные портреты крепостных эти мысли хорошо передают.


Лизонька и Дашенька

 Тверской князь Николай Александрович Львов считался одним из самых эрудированных и остроумных людей своего времени. Он занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравёром и рисовальщиком.

  И что интересно, все науки изучал самостоятельно, по книгам. Так же самостоятельно осваивал рисунок, живопись, гравюру и архитектуру. Князь Львов дружил с Дж. Кваренги, поэтом Григорием Державиным, живописцами Владимиром Боровиковским и Дмитрием Левицким.

 Лизоньку и Дашеньку Николай Львов взял на воспитание, когда девочки были совсем маленькими. Забегая вперёд скажу, что они будут ухаживать за ним, когда в старости князь будет тяжело болен. Он скончается на руках у Лизы. Но в тот момент, когда Владимир Боровиковский рисовал портрет, благодетель ещё был полон сил и не задумывался о старости. А девушки, которые славились своим умением исполнять народные танцы, развлекали его своими талантами.

 Во время прогулки в саду на даче Львовых в окрестностях Петербурга поэт Державин сочинит стихотворение «Другу». Там он не забудет и о юных плясуньях:

Пусть Даша статна, черноока

И круглолицая, своим

Взмахнув челом, там у потока,

А белокурая живым

Нам Лиза, как зефир, порханьем

Пропляшут вместе козачка,

И нектар с пламенным сверканьем.

 Мне очень хотелось узнать, как сложилась судьба Лизоньки и Дашеньки после смерти их благодетеля — получили ли они свободу, выдали ли их замуж или быть может наследники продали их кому-нибудь из соседей. Но, к сожалению, ничего не нашла. Будем думать, что у них всё сложилось хорошо. По крайне мере, на портрете они счастливы.

Немного о художнике

  Расцвет искусства Владимира Боровиковского был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII — XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет императора Павла I, статс- секретаря Дмитрия Прокофьевича Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов. Список можно дополнить парадными портретами Муртазы Кули-xана, пышным портретом князя Алексея Куракина, выразительно представляющим человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портретом поэта Державина, сидящим в кресле у письменного стола, заваленного рукописями.

 Всё же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

 Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определённый стиль портрета. Обычно это поясное изображение, погружённая в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в лёгкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!

 К сожалению, Боровиковский не оставил описания своих технических приёмов живописи. Никто не знает, как он писал свои знаменитые овальные портреты. Известно только, что Боровиковский был левша…

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Стычка ширванцев с мирюдами на Гунибе