Айседора Дункан на рисунках Матвея Доброва всё ещё «великая босоножка»

дункан

В собрании Третьяковской галереи хранится несколько рисунков Матвея Доброва, на которых изображена Айседора Дункан. Этому художнику, почти забытому в наше время, удалось передать пластику, грацию, изящество танцовщицы, которую современники называли «великой босоножкой».

В своё время Матвея Доброва называли классиком русской гравюры первой половины ХХ века, замечательным пейзажистом и анималистом, выдающимся мастером офорта. Это легко подтвердить, рассматривая его работы в коллекции Третьяковской галереи, в том числе рисунок Айседоры Дункан. 

Сын врача и дочери священнослужителя Матвей Алексеевич Добров родился в Москве 27 января (8 февраля по новому стилю) 1877 года. Поначалу он не был уверен в своём призвании и поступил на физико-математический факультет Московского университета.

Однако, прослушав два курса, оставил его и стал посещать частную школу рисунка и живописи Константина Юона и Ивана Дудина. В 1901 году Матвей Добров поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение, где преподавали Алексей Степанов, Абрам Архипов, Константин Коровин, Валентин Серов, Леонид Пастернак. Хотя новоявленный студент не бросил школу Юона и Дудина и продолжал её посещать.

За рисунки Доброву дважды вручали малые серебряные медали, а по окончании училища он получил звание неклассного художника. Затем в Париже он изучал технику офорта в мастерской Елизаветы Кругликовой и занимался рисунком в Школе Коларосси.

Спустя годы Матвей Добров стал одним из членов-учредителей и казначеем общества художников «Московский салон», а также профессором Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова.

Танцовщица с особым взглядом

Ну а теперь несколько слов о модели, ставшей одной из важных тем его творчества. Более того, по мотивам её танцев Добров создал несколько серий офортов. Художнику удалось уловить и передать не только античные «вазовые» профили танцевальных поз Дункан, но и особый психологический драматизм её танца, который так завораживал зрителей.

Как известно, Дункан отличалась особым взглядом на танец. Балет, считала она, это лишь комплекс механических движений тела, не передающих душевных переживаний. По её мнению, именно тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли», — говорила Дункан.

Детство Дункан

Айседора была младшим ребёнком в многодетной семье, где росли ещё два брата Раймонд и Августин и сестра Элизабет. Семья считалась довольно состоятельной и ни в чём не нуждалась. Отец Иосиф Чарльз Дункан был банкиром, мать Мария Дора Грей воспитывала детей.

Однако вскоре после рождения Айседоры её отец обанкротился, а потом родители и вовсе развелись. Причём причиной развода стала измена супруга, а не его банковские махинации, из-за которых он едва не попал в тюрьму. Матери с четырьмя детьми пришлось переехать в соседний Окленд, где она начала подрабатывать швеёй и давать частные уроки игры на фортепиано.

Дети активно помогали матери. В пять лет Айседору отдали в школу, которую она довольно быстро бросила, посчитав бесполезной. Её интересовала только музыка и танцы… Самое интересное, что она, ещё будучи подростком, стала зарабатывать, обучая танцам детей более состоятельных родителей.

А в 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах. Публика не поняла её, тем более, что девушка танцевала в греческом хитоне босиком. И Айседора уехала в Европу, где вскоре поступила на работу в группу основательницы танца модерн Лои Фуллер в Париже. В апреле 1902 года после выступления в Будапеште к ней приходит первый большой успех.

А через год Айседора вместе с семьёй отправляется в Грецию, где начинает строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий. Сейчас это Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан. 

Собственный стиль

Наделённая от природы удивительной пластикой Айседора выбрала для своих выступлений образ гречанки античного периода. Время показало — она поступила верно. К этому стоит добавить, что Дункан не просто изображала древнюю эллинку. Танцовщица долго и много изучала культуру танца, посещала Британский музей и рассматривала там древнегреческий вазы. Так что все её движения были отрепетированы до мелочей и не допускали никаких погрешностей. 

Так что же отличает её танец от других? Во-первых, она соединила движение с эмоциями, во-вторых, сделала движения естественными. В-третьих, созданный ею танец всегда нёс на себе отпечаток личности исполнителя. И, в-четвёртых, для своих номеров Дункан выбирала мелодии революционных песен или музыку классических композиторов, на что не могли не обратить внимание зрители.

Словом, случилось невероятное. Американской танцовщице, успеху которой вначале никто не верил, в итоге удалось создать собственный стиль с элементами так называемого хореографического импрессионизма, а свободный танец стали считать особым видом искусства. Но самое интересное, Дункан, которая даже школу не закончила, стала писать книги, где представляла миру свою философию танца.

Жизнь в СССР

Такие люди требовались России, строившей новое общество. В 1921 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку.

И американка, переполненная идеями, на всех парах несётся в страну Советов. Как она потом сама написала: «Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!»

Однако, несмотря на правительственную поддержку, в послереволюционной России у Дункан была сложная жизнь: голод, холод, безденежье. Одна радость — здесь она встретила большую любовь и заключила свой единственный брак с молодым и очень известным поэтом Сергеем Есениным. Страсть к нему была настолько велика, что американка даже приняла советское гражданство. Но, увы, этот неравный брак, в котором супруга была старше мужа на восемнадцать лет, как и советский период её жизни, быстро закончился. А вот школа, созданная американкой, просуществовала до 1949 года.

Портреты Айседоры

При жизни Айседору Дункан довольно часто изображали художники. Сохранилось достаточно много рисунков, передающих её движения в танце. Именно благодаря им мы можем представить то, чем восхищались её современники.

К примеру, на акварели Хосе Клары отлично показана динамика движения, характерная для хореографии Дункан. Поймал и прекрасно запечатлел экспрессию танца и Эмиль-Антуан Бурдель.

Не остались в стороне и художники Страны Советов. Кроме Матвея Доброва, «великую босоножку» рисовали Лев Бакст и Юрий Анненков. Но всё в мире преходяще… 

В Москве танцевала уже постаревшая Дункан. В связи с этим вспоминаются слова Максима Горького, которые он написал в своём очерке о Сергее Есенине:

« … У Толстого она тоже плясала, предварительно покушав и выпив водки.

Пляска изображала как будто борьбу тяжести возраста Дункан с насилием её тела, избалованного славой и любовью. За этими словами не скрыто ничего обидного для женщины, они говорят только о проклятии старости. Пожилая, отяжелевшая, с красным, некрасивым лицом, окутанная платьем кирпичного цвета, она кружилась, извивалась в тесной комнате, прижимая ко груди букет измятых, увядших цветов, а на толстом лице её застыла ничего не говорящая улыбка».

 

Айседора Дункан
Айседора Дункан, работа Льва Бакста
Акварель Хосе Клары
Айседора Дункан в танце
Матвей Добров
Юрий Анненков
Эмиль-Антуан Бурдель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке материала использовались следующие источники:

Дункан Ирма, Макдугалл Алан Росс. Русские дни Айседоры Дункан и её последние годы во Франции / Пер. с англ. Вступ. ст.,
Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. — М.: Новое литературное обозрение, 2011
Аристов В., Сироткина И. Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан Архивная копия от 11 августа 2012 на Wayback Machine // Культурно-историческая психология. — 2011. — № 3.
Матвей Дoбров (1877-1958). Забытый классик. www.museum.ru. 
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ | Калужский музей изобразительных искусств. artmuseum.kaluga.ru. 
Добров Матвей Алексеевич — советский художник-график, живописец и иллюстратор. yavarda.ru. 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Картина «Жёлтый букет» приковывает внимание теплотой и уютом