Картина «Жёлтый букет» приковывает внимание теплотой и уютом

Картина «Жёлтый букет» талантливого русского и советского художника Дмитрия Жилинского, написанная им в 1975 году, приковывает внимание зрителей. Сначала чистотой красок, потом спокойствием, как бы выходящим за пределы холста… Эту работу отличает необыкновенная теплота и уют.

Картина написана в тёплых, мягких оттенках палитры. В центре изображен пышный букет полевых цветов в терракотовой вазе. Букет практически весь жёлтый, если не считать трёх нежно-розовых ирисов, затесавшихся в самую середину. 

За простым деревянным столом в статичной позе сидит темноволосый юноша в синем свитере. Судя по теням, сидит он напротив окна. Молодой человек поглощён чтением. Что читает, нам неизвестно, но понятно, что сюжет захватил его. Рядом на столе лежит ещё одна книга. 

К столу придвинуты стулья с очень затейливыми спинками. Вся композиция чётко прорисована на фоне светлой стены. Но пространство не замкнуто. Справа мы видим распахнутую дверь в другое помещение с небольшой картиной на стене более тёмного оттенка. В комнате много воздуха и света.

Надо сказать, в творчестве Дмитрия Жилинского немало выдающихся работ, но картина «Жёлтый букет» особенная: она дышит покоем и радостью. Созерцая привычные, но оказывается такие красивые вещи, мы ощущаем их тепло.

Семья Жилинских

Народный художник России, вице-президент Академии художеств Дмитрий Дмитриевич Жилинский родился 25 мая 1927 года в Волковке (Лазаревский район г. Сочи). 

История города Сочи без истории семьи Жилинских будет не полной. Среди них были «народовольцы», офицеры царской армии, «толстовцы», воспитанники учительницы М.А. Быковой, отстаивающие принципы «новой жизни» в России.

Вот что рассказывает Дмитрий Дмитриевич о своей семье: «Вообще история моей семьи весьма примечательна. Жилинские — польские дворяне, в XVII веке принявшие русское подданство. Все они традиционно шли по военной стезе. И генерал Жилинский, который в 1914 году был начальником военного штаба, тоже мой родственник. О нём писал Солженицын, очень нелестно. Но мои непосредственные предки все были демократы: верили в светлое будущее, помогали польскому освободительному движению. При Александре III прадеда и прабабку по отцовской линии за это арестовали, и они в тюрьме умерли. Своих четверых детей им пришлось отдать на воспитание известной учительнице-демократке Марии Арсеньевне Быковой. А её, в свою очередь, сослали на Кавказ. И там, недалеко от Сочи, она с воспитанниками создала что-то наподобие кибуца: все были равны, сообща вели хозяйство, женщины стирали белье, мужчины работали в поле. У них были лошади, сад, они разводили фундук, сливы. Очень дружно жили. Туда, выйдя замуж за одного из Жилинских, попала моя бабушка, сводная сестра художника Валентина Серова. Мне Серов приходится двоюродным дедом…

… В 1924 году в коммуну влилась моя мама. Она вспоминала то время, как рай. В 1929 году коммуну раскулачили. Деда, отца и дядю должны были расстрелять. Мама кинулась в Москву, доказывать, что Жилинские не враги, наоборот, они за советскую власть. Доказала. В Новороссийск ушла телеграмма, но деда к тому моменту расстреляли, а папу она спасла. Но, к сожалению, ненадолго. В 1937-м его расстреляли тоже. А через двадцать лет всех их реабилитировали».

Старый дом Жилинских в Уч-Дере стал первой мастерской будущего художника. В 1951 году Дмитрий окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.

Кстати, восьмидесятипятилетний Дмитрий Дмитриевич очень хотел вернуться с семьей в Сочи и открыть в Уч-Дере изостудию для детей. Однако так и не реализовал свою идею.

Картины

Дмитрий Жилинский относится к поколению художников, так называемого «сурового стиля», но стилистически стоит особняком. В технике живописи использовал приёмы позднего европейского средневековья и русской иконописи. Он сумел выработать индивидуальную живописную манеру, соединив сразу европейское, византийское и древнерусское искусство. Он, подобно мастерам Возрождения, вместо масляных красок использовал темперу, а вместо холста — дерево. Позднее он начал писать темперой по левкасу — основе из мела, смешанного с клеем.

За каждым явлением, героем или предметом в картинах у Жилинского скрывается целая история, полная метафорических смыслов, символов и аллегорий.

Среди его наиболее значимых картин: «У моря. Семья» (1964, ГТГ), «Гимнасты СССР» (1964, ГРМ), «Под старой яблоней» (1969, ГРМ), «Воскресный день» (1973, ГТГ), триптих «1937 год» (1986-1987, ГТГ) и, конечно, «Жёлтый букет». Несколько полотен художника и, в том числе «Жёлтый букет», находятся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Интересные факты из жизни художника

Народный художник России Дмитрий Жилинский был членом правления и президиума Московской организации Союза художников РСФСР, правления Союза художников РСФСР и Союза художников СССР, членом редколлегии журналов «Творчество» и «Юный художник».

Жилинский являлся придворным художником Датской королевской семьи.

В июле 2011 года персональная выставка художника прошла в Выставочном зале журнала «Наше наследие».

Он подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В.В. Путина на Украине и в Крыму (11 марта 2014 года).

В 2017 году, через два года после смерти, в Москве прошло три выставки художника, приуроченные к 90-летию со дня рождения мастера: в павильоне «Росизо» на ВДНХ, в Российской академии художеств и в Государственной Третьяковской галерее. Каждая выставка имела свой особый ракурс, как и выставка в Художественном музее Сочи.

В музее города Сочи, который носит имя Дмитрия Жилинского, хранятся такие работы художника, как «Белая лошадь», «Буйволы». Каждая имеет свою историю и притягивает особой манерой, которую искусствоведы называют «академическим стилем».

жёлтый букет
Д, Жилинский. Жёлтый букет. 1975. ГТГ

записки из красного дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Неоконченная картина Александра Иванова