Портрет Станиславского Николай Андреев создал в сложный период истории МХАТа

станиславского

В преддверии Всемирного дня театра, который отмечают 27 марта, расскажем о портрете К.С. Станиславского, написанном Николаем Андреевым в 1921 году. Это было непростое время для Московского Художественного театра и самого Константина Сергеевича. Его собственность национализировали, единственная за несколько лет премьера провалилась… Но с портрета на нас смотрит уверенный в себе человек, и мы ничего не знаем о трудностях, с которыми он столкнулся.

В Третьяковскую галерею портрет К.С. Станиславского поступил от вдовы художника Андреева Марии Петровны Гортынской. Надо сказать, что в музейную коллекцию большинство произведений этого художника и скульптора попали из его мастерской после смерти автора.

Но вернёмся к портрету. Над ним Николай Андреевич Андреев работал в 1921 году. Это было непростое время для Московского Художественного театра и для самого Константина Сергеевича Станиславского. После революции вся немалая собственность режиссёра была национализирована. С 1917 по 1920 год в Художественном театре не было ни одной новой постановки! А для театра это, считай, смерть. Константин Сергеевич это прекрасно понимал, но что он мог сделать?

Первой постановкой после Октябрьской социалистической революции стал «Каин» Джорджа Байрона. Декорации к нему оформлял Андреев. Репетиции только начались, когда Станиславского взяли в заложники при наступлении на Москву армии А.И. Деникина, словно это могло кого-то остановить…

И вот, наконец, всё позади. «Каин» на сцене. Однако премьера успеха не имела и спектакль продержался недолго. К тому же, кризис в МХТ усугублялся тем, что значительная часть труппы, выехавшая в 1919 году на гастроли, оказалась отрезанной от Москвы военными событиями Гражданской войны.

Портрет К.С. Станиславского

При написании портрета великого режиссёра художник использовал сложную технику, сочетая сангину, пастель, чёрный карандаш. Жирным карандашом очерчены контуры лица Станиславского, на контуры наложены тончайшие слои краски. Его лицо кажется слегка подрумяненной и немного припудренной маской. И лишь серьёзный и пристальный взгляд прищуренных глаз оживляет эту маску-личину.

Вообще, художники считали за честь рисовать Константина Сергеевича. Осталось и много фотографий основателя МХТ. Только на портрете Андреева, на мой взгляд, создатель знаменитой актёрской системы, которая по сей день имеет огромную популярность в России и мире, настоящий. Он смотрит на зрителей с вниманием, словно желает сказать своё знаменитое «не верю!». Ну а если вернуться к ситуации, в которой на тот момент находился театр и сам Станиславский, то трудности эти на портрете не заметны. Андреев представил Станиславского бодрым, уверенным в себе господином средних лет, человеком большого ума, обаяния и воли.

О художнике

Николай Андреевич Андреев — русский советский скульптор и график, член Товарищества передвижников. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В своих работах он отдал дань и импрессионизму, и символизму, и реализму.

Творчество Николая Андреева ныне относят к классике советского искусства. На протяжении более чем тридцати лет деятельности он выполнил многочисленные скульптурные портреты, памятники, мемориальные доски. Будучи мастером рисунка, создал серию портретов выдающихся современников. Оставил свой след и в театральном искусстве, оформив ряд спектаклей, и в прикладном. Но центральным трудом его жизни стала «Лениниана», включавшая около 120 скульптурных и более 200 графических изображений.

Родился Андреев в Москве. Отец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в Центральное Строгановское училище технического рисования. Затем будущий художник продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала был вольнослушателем на живописном отделении, потом на скульптурном, где учился у Сергея Михайловича Волнухина. В творческом становлении Андреева значительную роль сыграло влияние Павла (Паоло) Петровича Трубецкого, с которым связано развитие импрессионизма в русской скульптуре.

Искусствоведы считают, что самым близким к импрессионизму у Андреева получился портрет писателя Льва Николаевича Толстого, который он сделал в 1905 году с натуры в Ясной Поляне. В этот период Андреев исполняет портреты многих деятелей искусства: Петра Боборыкина, Леонида Андреева, Ильи Репина, Фёдора Шаляпина. Во всех этих портретах очень заметно влияние импрессионизма.

Памятник Н.В. Гоголю

В начале 1900-х годов Андреев с увлечением занимался керамикой и майоликой, что связано с его поисками расширения декоративных возможностей скульптуры.

Плодотворным было и его увлечение народным искусством, которое сказалось в создании серии изображений мордовских девушек и тульских крестьянок. Однако лучшим произведением дореволюционного периода творчества художника стала не скульптура малых форм, а большой монумент, создание которого потребовало напряжённого труда, — памятник Н.В. Гоголю (1904-1908).

Во время работы над памятником Андреев ездил на Украину, где сделал зарисовки и собрал материал для барельефов, представляющих гоголевских персонажей из «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Мертвых душ» и «Петербургских повестей». Самого писателя скульптор изобразил сидящим в тяжёлой задумчивости. Это Гоголь последнего, трагического периода своей жизни, утративший веру в смысл своего творчества. Он похож на большую птицу с опущенными крыльями. Только подойдя вплотную к памятнику, можно увидеть лицо писателя, освещённое грустной улыбкой…

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Николая Васильевича.

Памятник открыли в Москве у Арбатских ворот в 1909 году. Не всем понравилась идея изобразить «скорбящего» Гоголя. Однако даже ярые критики вынуждены были признать, что это настоящий шедевр. 

В это же время скульптор создал проекты памятников первопечатнику Ивану Фёдорову (1902), доктору Фёдору Гаазу (1909), Т. Г. Шевченко (1914). 

Жизнь после революции

После 1917 года скульптор активно сотрудничал с советской властью, участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. В рамках этой программы он создал памятники Александру Герцену и Николаю Огарёву (1918-1922), установленные у МГУ на Моховой улице. К первой годовщине Октябрьской революции на Театральной площади в Москве открыли памятник Дантону. 

В тот период он создал ряд мемориальных досок и рельефов, отличающихся глубоким реализмом и строгостью формального решения. Полноценным выражением реалистических тенденций в монументальной скульптуре явился и памятник А.Н. Островскому. 

Также художник написал с натуры огромное количество портретов политических деятелей, советских идеологов, деятелей культуры и науки, в том числе А.В. Луначарского, И.В. Сталина, М. Горького, К.С. Станиславского, М.А. Чехова, Ф.И. Шаляпина, Н.К. Кольцова и многих других. Практически все эти работы можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Лениниана

Однако основным содержанием творчества Андреева в послереволюционную эпоху была работа над образом В.И. Ленина. Он создал несколько сотен скульптурных и графических портретов. Мало кто знает, что один из портретов этой серии был включён в оформление партийного билета ВКПб.

В процессе работы Андреев внимательно наблюдал Ленина непосредственно в его кабинете и на заседаниях, делал бесчисленные зарисовки, улавливая малейший жест, подмечая характерное выражение лица.

На основе этих быстрых набросков он создавал блестящие портретные рисунки В.И. Ленина в технике карандаша, сангины, цветного карандаша. В 1920 году Андреев приступил к портрету Ленина в скульптуре. Первый опыт в этом плане был удачным — скульптор с натуры вылепил из пластилина голову вождя пролетариата, сумев уловить очень живое выражение лица. Тогда же было создано одно из наиболее популярных скульптурных изображений — «Ленин пишущий», где  Владимир Ильич погружён в работу.

Совершенно иное настроение выражено в более поздней работе — «Ленин, слушающий доклад» (1925). Вождь вслушивается в речь невидимого оратора: голова поднята, взгляд напряжён. Более динамично решена статуя «Ленин — оратор» (1926). Здесь он сплошное олицетворение непримиримости к противникам.

Последней работой стала скульптура «Ленин — вождь». К сожалению, Андрееву не удалось её закончить. По авторскому эскизу её завершил брат скульптора Вячеслав Андреев.

Скончался Николай Андреевич Андреев в 1932 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

станиславского
Н. Андреев. Портрет К.С. Станиславского. 1921. ГТГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке материала использовались следующие публикации:

Андреев Николай Андреевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Union List of Artist Names (англ.) — 2010.
Кириченко Е. И. Ф. О. Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. — М.: Прогресс-Традиция, 2011.
Бранденбург Б. Ю., Татаржинская Я. В., Щенков А. С. Архитектор Иван Машков. — М.: Русская книга, 2001.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» В картине Репина «На меже» все ещё молоды и счастливы