Картина, принёсшая мировую славу своему создателю

Картина

Картина, принёсшая мировую славу своему создателю, была отмечена на выставке в Вене

Картина

Картина «Свежий ветер», принёсшая мировую славу своему создателю, была награждена золотой медалью на выставке Венского Фестиваля в 1959 году. Тематика работ Гаврилова всегда была разнообразна. Однако все его картины объединяет нечто общее — в них  поэтически отражается  повседневная действительность. Причем, это касается всего, что рисует художник. Будь то пейзаж, картина о строителях коммунизма или работа на историческую тему. Автора отличают темпераментная манера письма и насыщенный колорит. Именно это придает всем его работам эмоциональность и лиричность.


Вторая половина 1950-х годов вошла в историю страны как время «оттепели». Скорее всего именно поэтому Владимир Гаврилов сумел написать не просто картину «трудовых будней» в стиле соцреализма, а классический образец импрессионизма.  Речь идёт о знаменитом полотне «Свежий ветер».  Учитывая время, название картины можно понять двояко. Ведь это мог быть и ветер перемен, который так ждали в стране. К слову, позже художник скажет: «…Перемены в общественной жизни страны происходили на наших глазах».

Простой сюжет картины принёс автору мировую славу

   Сюжет картины, написанной на «Академической даче» — местечке близ города Вышний Волочек Тверской области, довольно прост. Утро. Среди поддернутой рябью поверхности реки колышется лодка, а в ней стоит девушка. На её лице застыла улыбка, глаза прикрыты. Легкий ветерок играет одеждой, прядями волос, которые выбиваются  из-под косынки. Она пытается собрать их руками. На краю и дне лодки развивается небрежно белая ткань. Вдалеке виднеется тёмно-зелёная линия берега. На воде играют блики солнечного света. На картине нет чёрных тонов. Цвета выдержаны в светлой гамме: ослепительно-белый, жёлтый, бежевый, розовый и другие.

   Всё дышит свежестью, молодостью, новизной и теплом. Правда, несколько сложно определить что же на самом деле происходит на картине: героиня совершает прогулку на реке в выходной день или же стирает в прохладных речных водах…

    Искусствоведы отнесли работу Гаврилова к импрессионизму. В качестве доказательства приводят в пример крупные неравномерные и яркие мазки, которыми выполнена картина. Делают акцент на конструкции и композиции полотна и подчёркивают: подобным образом в XIX веке художники-импрессионисты начали передавать многообразие окружающего мира и краски действительности.

Чуткий наблюдатель

   Владимир Николаевич Гаврилов был человеком широкой творческой мысли.   Он был чутким наблюдателем и постоянно находился в поиске, желая, как можно лучше раскрыть образ своих современников и рассказать об их жизни. Следует сказать, что Гаврилов внёс огромный вклад в советскую живопись и её развитие.  В мире искусства он известен  как пейзажист и мастер жанровой живописи в русле социалистического реализма.

     Думается, что сегодня его имя мало кому что скажет. Эпоха социалистического реализма как-то постепенно отходит на второй план. А жаль. Там есть чему поучиться современным мастерам. Причем это касается не только художников. Стоит призадуматься и литераторам… Но вернемся к Гаврилову. Благодаря своему умению видеть красивые вещи среди обыденности, с которой приходится сталкиваться каждый день, он создал удивительные работы.

     Среди его центральных картин — «На рассвете (Молодые изыскатели)», «Свежий день» , «За родную землю», «Радостный март». Помимо этого художник любил изображать образы из истории Советского Союза. Он довольно часто обращался к портретам выдающихся деятелей прошлых лет отечественной истории.

Его учителями были Грабарь, Иогансон и Мочальский

    Становление Гаврилова как художника началось ещё в раннем детстве, когда он учился в Московской средней художественной школе, которую окончил в 1942 году. Там его наставником стал известный художник-педагог Василий Васильевич Почиталов.

     Во время службы в армии его талант художника был сразу замечен. Начинающего мастера назначили военным художником Студии имени Грекова. Он пробует себя в написании картин на военные и исторические темы.  Большинство созданных тогда произведений Гаврилов посвящает героизму и мужеству советских людей, сражавшихся за Родину.  В своей работе художник использует материалы, собранные на Западном, Украинском и Карельском фронтах. В этот период он пишет картину «Родные поля», с которой начинается его серьёзный путь в искусство.  Ведь именно она станет первым полотном, которое он представит на серьёзной выставке.

     После службы в армии, Гаврилов поступает в Московский Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.  Его наставниками стали такие известные художники-педагоги как Борис Иогансон, Дмитрий Мочальский, Игорь Грабарь.

Две работы исторического жанра

     Во время учебы в «суриковке» Владимир Гаврилов создал две картины исторического жанра «Радищев А.Н.» и «Суриков В.И.», ставшую его дипломной работой. Обе картины экспонировались на Всесоюзных художественных выставках. Все были единодушны в своём мнении — картины отличает патриотический настрой, глубина, эмоциональность.

    Если Василий Суриков был изображён в своей мастерской за работой над картиной «Боярыня Морозова», то Радищева начинающий мастер написал на фоне деревенского пейзажа.  Известный литератор стоит на грязной проселочной дороге. Ветер треплет обшлаг его старого пальто. Справа — виднеется фрагмент кареты с запряженными лошадьми. Слева — пригорок, на котором расположилась деревня. Далее — покосившаяся изба, за ней церковь и погост. Зритель буквально физически ощущает порывы холодного ветра, ощущает капли холодного дождя, что попадают за воротник старого пальто, одетого на Радищева.  Понятны и эмоции, охватившие героя. Кажется, что именно тогда поэт написал свои знаменитые строки:

«Воспомни прежни дни, когда ты был любезен
Всем знающим тебя, соотчичам, друзьям,
Когда во льстящей мгле являлось все очам,
Когда во власти был, веселий на престоле;
Когда рок следовал твоей, казалось, воле,
Когда один твой взор счастливых сделать мог…»
Приём старых мастеров

Мастер писать современность

    Судя по всему, история не особо увлекла художника. Ибо он всё больше и больше обращается к современности. Ярким примером тому считается картина «На рассвете. Молодые изыскатели» Глядя на которую хочется написать целую повесть о романтичной работе молодых геологов. Ещё более лирично смотрится  «Май. Северная ночь», созданная им на два года позже, в 1954 году. Здесь уже четко прослеживается присущая автору эмоциональная выразительность, которую он подчеркивает с помощью палитры серебристо-голубых и зеленоватых оттенков. Впоследствии  эту цветовую гамму художник выберет для своих полотен за основную.

     Зритель увидит её в картинах «Летний сезон кончился», «Песня слышится» и в принесшей славу знаменитой картине «Свежий день». Стоит отметить ещё один момент. Владимир Гаврилов любил использовать живописную интерпретацию действительности. Такой приём напоминает старых мастеров, входивших в «Союз русских художников». Он позволяет  раскрыть глубокий смысл картин, при этом не прибегая к детализированному показу истории.

    В списке работ автора есть ещё одна известная картина. Речь идёт о картине «За родную землю». В 1971 году её вместе с ещё двумя работами автора отметили Государственной премией имени И.Н. Репина. На ней изображены лишь две фигуры — солдата и стоящей у околицы женщины. Лицо солдата не видно, скорее это собирательный образ всех, кто ушел на фронт и не вернулся. Однако образ прописан настолько ярко и весомо, что нет сомнений — своего имени он не запятнает…

    Мастер создал много интересных работ, но как ни странно, его персональная выставка прошла лишь после его смерти в 1975 году. Сначала она состоялась в Ленинграде, а затем в Москве.

    Лучшие произведения Владимира Гаврилова в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской Галерее и Государственном Русском Музее.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — « Картина «В дороге. Смерть переселенца» Сергея Иванова стала самой сильной работой в задуманной серии»

Наталья Швец

Репродукция картины Владимира Гаврилова «Свежий ветер»