Картина  В дороге. Смерть переселенца стала самой сильной работой Сергея Иванова

Одна из заключительных картин

Картина  «В дороге. Смерть переселенца» Сергея Иванова стала самой сильной работой в задуманной серии

Картина  

Переселенцы целыми деревнями поднимались с насиженных мест  и длинными вереницами тянулись по пыльным дорогам России из Курской, Тамбовской, Пензенской, Ярославской, Черниговской губернии. Немногие выдерживали испытания тяжелого пути. Картина «В дороге. Смерть переселенца» Сергея Иванова как нельзя лучше иллюстрирует данную тему.

     Так называемый переселенческий вопрос волновал в те годы многих представителей передовой русской культуры и искусства. Не остался в стороне от темы  родоначальник критического реализма Василий Перов. Тягостное впечатление произвели переселенцы на писателя Антона Чехова, проехавшего в 1890 году по дороге на Сахалин через всю Сибирь. Под влиянием разговоров с Чеховым совершил путешествие по Волге и Каме, на Урал, а оттуда в Сибирь и Николай Телешов. Серия  его рассказов является ближайшей аналогией к картине Сергея Васильевича Иванова «В дороге. Смерть переселенца», которая сейчас находится в Третьяковской галерее.

Художник задумал серию картин

    Добрую половину своей жизни провёл Сергей Иванов в путешествиях по России. В этих беспрестанных странствиях он познакомился с жизнью переселенцев. «Многие десятки верст прошел он с ними в пыли дорог, под дождем, непогодой и палящим солнцем в степях, – рассказывают друзья Иванова, – много ночлегов провел с ними, заполняя свои альбомы рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами».

   В конце 1880-х годов Иванов задумал большую серию картин, последовательно рассказывающих о жизни переселенцев. В первой картине – «Русь идёт» – художник хотел показать начало их пути, когда люди еще бодры, здоровы и полны светлых надежд.

   В следующих картинах предполагалось познакомить зрителя с трудностями дороги и первыми лишениями. Серия должна была заключаться драматическими сценами страданий и трагической гибели переселенцев. Однако до завершения художником были доведены не все работы. Иванов воплотил в художественные образы лишь самые характерные и наиболее врезавшиеся в его сознание жизненные впечатления.

   Одна из заключительных картин цикла «В дороге. Смерть переселенца» считается самой сильной работой задуманной серии. Именно она принесла художнику известность. Искусствоведы были едины в своём мнении — до Иванова никто не смог раскрыть столь глубоко и вместе с тем столь просто трагедию переселенцев.

Картина  В дороге. Смерть переселенца стала самой сильной работой Сергея Иванова

   В степи стоит телега. Рядом с ней в беспорядке разбросан домашний скарб. Лошади нет. На её месте перед телегой лежит покойник, укрытый белым полотенцем, с иконой в руках. Рядом с покойником лежит лицом вниз и рыдает вдова. Девочка лет семи–восьми смотрит на происходящее с диковатым и смутным выражением. Обстановка показывает, что переселенец умер скоропостижно.  Скорее всего семья остановилась, лошадь распрягли, начали разводить костёр, а тут глава семейства и скончался. Подобно Перову в «Проводах покойника», Иванов замкнул горе узким кругом семьи. И точно также нельзя услышать ответа на вопрос: что будет с семейством?

    Надо отметить, что сила картины Иванова заключается не только в том, что он сумел правдиво передать событие. Своей работой художник сумел обратить внимание властей на проблему переселенцев. Его призыв не пропал даром. С момента открытия Сибирской железной дороги, случилось это в середине 90-х годов XIX столетия, власти постепенно начали заботиться о переселенцах. Были построены знаменитые «столыпинские» вагоны — утепленные товарные вагоны с железной печкой, перегородками и нарами. На узловых станциях появились переселенческие пункты с медицинской помощью, банями, прачечными и бесплатным кормлением маленьких детей. Государство начало размечать для переселенцев новые участки, выдавать домообзаводственные ссуды, предоставлять налоговые льготы. Через 15 лет после написания картины таких ужасных сцен стало заметно меньше. Однако переселение оставалось серьезнейшим испытанием силы и мужества человека и не каждый решался срываться с места на поиску лучшей жизни.

Отец хотел увидеть сына инженером

     Сергей Иванов родился 4 (16) июня 1864, в городке Руза Московской губернии в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у него проявились рано, однако его отец прочил сына в инженеры. Так после окончания уездного училища в 1875 году в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт.

    Институт тяготил его, и по совету П. П. Синебатова, сослуживца отца, «вечного студента» Академии художеств и с благословения Василия Перова, высоко оценившего его рисунки, 14-летний Сергей Иванов как «вольный посетитель сверх контингента» начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре оставляет институт. Среди его наставников были Илларион Прянишников, Евграф Сорокин. Затем он поступает  в петербургскую Академию художеств. Но материальные затруднения и неудовлетворенность академическими порядками заставляют его покинуть Академию и вновь вернуться в Москву. В 1884 он возвращается в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

    В это время он создает картины «Больная», «У кабака», «К помещице с просьбой», «У острога», «Агитатор в вагоне». Именно тогда начинает работать  над темой переселенчества.
Признаный лидер среди московских художников

Летописец пореформенного крестьянства

     Испросив в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского пореформенного крестьянства.

    Художественный критик Сергей Глаголь (псевдоним Сергея Голоушева) так рассказывает об этом периоде жизни и творчества Иванова:
«  … Десятки вёрст прошёл он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождём, непогодой и палящим солнцем в степях, много ночлегов провёл с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин, действительно способных нарисовать эпопею русских переселений».

  В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России.

     Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия». Работа над ней по времени иногда смыкалась с «переселенческим циклом».
На рубеже 1889—1890 годов Сергей Иванов становится признанным лидером среди московских художников молодого поколения. Тогда же он посещал поленовские «рисовальные вечера», которые организовывали Василий Поленов и его супруга, и находил там поддержку и одобрение.

Период исторических произведений

    С середины 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты. Его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Иванов чутко улавливает живописные искания времени; его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность. В это время он пишут картины «Смута» и «По приговору веча».

   В 1899 году Сергей Иванов был принят в «Товарищество передвижников». В настоящее время его, наряду с Архиповым, Рябушкиным, причисляют к «поздним передвижникам», то есть ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения.

    Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Иванов, неудовлетворенный «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к остродраматическому искусству. Он постепенно изменил свой рисунок и палитру. Это произошло в 1903, в годы создания Союза русских художников. К слову, в том что этот Союз появился, имеется заслуга и самого художника.

Новатор исторического жанра

    В этот период Иванов  выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия». В своих картинах «Царь. XVI век», «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины. Он сумел изобразить не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска.

    Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве он был его свидетелем и участником — оказывал помощь раненым в уличных боях студентам прямо в здании Московского университета на Моховой улице. Сохранились его рисунки жандармов и казаков, которые во время восстания квартировали в Манеже, возле Кремля. Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Поэтому неизвестно точно, как он хотел её назвать. Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти. Позже художник работает над картиной «Едут! Карательный отряд».

   Кроме того Иванов плодотворно работал как мастер офорта и литографии, а также как иллюстратор произведений Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Александра Пушкина и др.

    Умер Иванов в возрасте 46 лет от сердечного приступа 3 (16) августа 1910 года у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы.

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — « Девушки на картине «Водоём» молчат, словно околдованные тишиной…»

Наталья Швец

Репродукция картины Сергея Иванова «В дороге. Смерть переселенца»