«Партизанская мадонна» Михаила Савицкого известна всему миру
Излюбленный сюжет художников эпохи Возрождения на холсте Михаила Савицкого представлен по-иному, но пронзает сердце. Его «Партизанская мадонна», которая известна всему миру, так же, как и мадонны да Винчи и Рафаэля, торжествует над войной и разрухой. Она всесильна и всемогуща, ибо она — Мать…
В середине 1960 годов Михаил Савицкий начинает работать над циклом «Героическая Белоруссия». Самой яркой картиной в нём стала «Партизанская мадонна», написанная в 1967-м.
Свою работу он представил на Всесоюзной выставке, проходившей в том же году и её практически сразу купила Третьяковская галерея. Потом «Партизанская мадонна», отмеченная серебряной медалью АХ СССР, экспонировалась на международных выставках в Италии, Канаде, Англии, Венгрии, Германии, Румынии, Японии, Монголии…
Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал ещё один вариант этой картины, назвав её «Партизанская мадонна (Минская)», но она не смогла затмить успеха той «первой» матери с младенцем.
Материнство
В картине «Партизанская Мадонна» художник обращается к вечному символу жизни – материнству. Глядя на работу невольно на память приходит знаменитая рафаэлевская «Сикстинская мадонна», но эта ближе и роднее. Скорее всего потому, что понимаешь — на ней изображены реальные люди, те, с которыми общались наши деды и прадеды.
В центре композиции — фигура женщины — матери с младенцем на руках. Именно вокруг неё и сгруппированы все остальные детали картины. Взгляд матери, окруженной ореолом света, с любовью и надеждой задумчиво устремлен вдаль. Она словно желает рассмотреть, что ждёт впереди. В том, что враг будет побеждён, сомнений нет, но многие ли доживут до этого светлого дня?
Партизанский отряд уходит в бой, женщины работают в поле… Супруг, именно он изображен на лошади, идёт вслед товарищам, бросая прощальный взгляд на жену. Как знать, вернётся ли он или этот образ — уже просто видение из прошлого. Реален лишь младенец, которого она сейчас кормит грудью.
У босых ног молодой матери, пригорюнившись, сидит пожилая женщина со скорбным ликом. Трудно сказать, кем она приходится мадонне: матерю, свекровью, а, может, просто знакомой по партизанскому отряду… Но ясно одно — старуха, как только представится возможность, станет молиться за здравие этого младенца, его родителей и всех, кто оказался на войне.
Объединил невозможное
Успех работы Михаила Савицкого коллеги по цеху, в том числе и белорусские, восприняли неоднозначно. Его пытались дискредитировать. Обвинили даже в плагиате, заявив, что отдельные фрагменты картины он взял у классиков ХХ века, в том числе у Петрова-Водкина, а кое-что и вовсе списал с известных фотографий.
Но чтобы не говорили злопыхатели, в конце концов вынуждены были согласиться: «Партизанская мадонна» написана абсолютно оригинально». А потом и вовсе признали: Савицкий сумел сделать невозможное. Он соединил религиозную традицию с идеологией атеистического государства.
Ученик Мочальского
Юность Народного художника СССР и БССР, лауреата Государственной премии, действительного члена Российской Академии художеств и Национальной Академии наук Беларуси, героя войны пришлась на годы Великой Отечественной. В возрасте двадцати лет он участвовал в боях за Севастополь и оказался в плену.
Михаилу Савицкому пришлось пройти ужасы концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау, где он активно боролся в рядах Сопротивления, за что был арестован. От смерти спасло чудо — 29 апреля 1945 года концлагерь Дахау, где он тихо угасал в тифозном бараке, освободили союзники.
Своё художественное образование Савицкий получил уже после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился у Дмитрия Мочальского в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, который окончил в 1957 году.
Интересный факт — художник обладал блестящей зрительной памятью и почти не делал предварительных эскизов. К работе над полотном приступал лишь тогда, когда замысел будущей картины полностью складывался в его воображении.
Личные воспоминания
Несколько слов хочется сказать о творчестве художника, прославившегося работами, среди которых «Партизаны», «Витебские ворота», «Песня», циклы «Героическая Белоруссия», «Цифры на сердце» (в основу которого положены воспоминания и впечатления о жестокости в немецких концлагерях), а ещё — «Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.
Все эти полотна посвящены памяти погибших во время Великой Отечественной войны и воспевают патриотизм советских людей. Порой они несколько аллегоричны, но всегда проникновенны. Это вполне объяснимо — основой многих произведений военной тематики служили личные воспоминания.
В творчестве мастера присутствует также и тема крестьянского труда. В «мирных» полотнах, таких, как «Урожай», «В поле (Пора сева озимых)» он показывает отношение человека к земле, зерну и хлебу. Известен Савицкий и благодаря портретам. Среди них: «Женский портрет», «Янка Купала», «Пушкин и Гончаров», «Достоевский» и др. В 2000-2002 годах художником создана серия портретов президентов Национальной академии наук Беларуси.
Причина скандала
Сам Савицкий любил повторять: для меня очень важно писать не как видишь, а как знаешь. В 1988 году это его правило послужило причиной жуткого скандала в СМИ. Среди тринадцати работ, представленных автором во Дворце искусств в Минске, была одна, названная «Летний театр». Так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв…
На картине по обе стороны бульдозера, сгребающего в яму для сжигания тела убитых и замученных, были изображены две черные фигуры. С одной стороны — эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал.
Вот что об этой истории написал сам Михаил Савицкий: «По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своём. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключённого. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным».
В итоге СМИ пришлось признать правоту автора и уступить…
Слова уважения
Михаил Андреевич скончался 8 ноября 2010 года на 89-м году жизни. Похоронен на Восточном кладбище Минска. Вклад, что он внёс в культуру, неоценим.
Творческое наследие Михаила Савицкого составляет около 200 работ. Его произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении «Центральный дом художника», Государственной Третьяковской галерее.
7 сентября 2012 года в Минске в здании (площадь Свободы, дом 15), возведённом в XVIII веке, была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого. В её открытии принял участие Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
На память о посещении художественной галереи глава государства оставил запись в Книге почётных гостей. «С чувством особого волнения я посетил галерею Михаила Андреевича Савицкого — человека, которого хорошо знал и глубоко уважал, художника, чьё творчество стало новым словом в искусстве и обрело мировое признание. Пусть же галерея произведений этого выдающегося сына родной земли, которая открылась сегодня в Минске, послужит духовному обогащению людей, наполняя сердца гордостью за наш талантливый народ, подаривший человечеству такого Мастера».
Наталья Швец
Репродукция картины Михаила Савицкого «Партизанская мадонна»
Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Картину «Возвращение» художник Костецкий задумал написать ещё в годы войны»