«Утро в сосновом лесу» было известно как «Медвежье семейство в лесу»
Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Правда, называлась она тогда иначе – «Медвежье семейство в лесу» . Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Неожиданно для себя Павел Михайлович обнаружил на картине некоторые изменения. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях музейный служащий Николай Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись…
Однажды Павел Третьяков написал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия…». Именно такую правду увидел Третьяков в картинах Шишкина. Потому-то и покупал с удовольствием его работы. Среди прочих на очередной передвижной выставке приобрел картину «Медвежье семейство в лесу».
Трудно назвать более известную работу Шишкина. Вокруг неё сложено немало мифов, ещё больше высказано критических замечаний. И всем этим, то есть особенным вниманием к работе художника, как оказалось, зрители обязаны скандалу и сладостям.
Савицкий и Шишкин были друзьями
Савицкий и Шишкин впервые встретились в Артели художников. Эта Артель была и мастерской, и столовой, и чем-то вроде клуба, где обсуждались проблемы творчества. Во время ужина Савицкий обратил внимание на художника богатырского телосложения, который всё время шутил и рисовал, не отрываясь от разговора. Савицкому такой подход к делу показался несерьезным и у него даже не было сомнений, что этот странный человек испортит весь свой труд.
На деле же всё вышло иначе. Рисунок получился настолько хороший, что Савицкий от волнения про ужин забыл. Потом они подружились: молодой Константин Савицкий и известный Иван Шишкин. Более того, даже кумовьями стали. Константин Аполлонович был крестным отцом младшего сына Ивана Шишкина – Константина. Правда, мальчик умер трех лет от роду.
Вообще, бед у обоих было немало. Внезапная смерть унесла жизнь первой жены Шишкина. Самоубийством покончила жизнь супруга Савицкого. Шишкин как-то написал, что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нём Божий дар.
Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок. Много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. Оба были влюблены в русский лес и как-то раз заговорили о том, что хорошо бы написать масштабный холст с медведями. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). Савицкий будто бы сказал, что не раз рисовал медведей для сына и придумал уже, как изобразить их на большом полотне. А Шишкин будто улыбнулся лукаво:
— А что же ко мне не заходите? Штуковину я одну отмахал…
Больше Шишкин и Савицкий картин вместе не писали
Штуковиной оказалось «Утро в сосновом лесу». Только без медведей. Савицкий был восхищен. И тут, если верить легенде, он попросил: «Позвольте!» Вскоре на картине разместилось медвежье семейство. Отсюда и пошла легенда, что Шишкин не умеет рисовать животных, что совершенно не соответствует действительности.
Как известно, Иван Шишкин учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Поэтому остаётся только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Возможно потому, что идея написать медведей родилась не у него, а у Константина Апполоновича. А может, дружелюбный, весёлого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию, который тоже стал художником.
За картину Шишкину Третьяков заплатил четыре тысячи рублей. Иван Иванович, будучи человеком порядочным, счёл необходимым поделиться с другом и коллегой, предложив тому тысячу рублей. Однако тот не на шутку обиделся. Константин Аполлонович даже заявил в сердцах, что главное в картине — медведи, которых он придумал и воплотил на холсте, а Шишкин лишь нарисовал фон.
Теперь уже обиделся Иван Иванович. Он считал картину и без медведей вполне самостоятельным произведением. Ведь из-под его кисти вышел не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Кроме того, эскизы медвежьей семьи Шишкин нарисовал сам.
Чем закончилось дело и как художники поделили деньги, доподлинно неизвестно. Только с тех пор Шишкин с Савицким картин вместе не писали…
История получила продолжение
В 1867 году на Софийской набережной кондитер Теодор Фердинанд фон Эйнем вместе со своим компаньоном финансистом Юлиусом Гейсом, построил и запустил паровую фабрику по производству шоколадных конфет и чайных печений. Производство быстро набирало обороты. Продукция получала призы и награды на выставках. Предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. Поразмыслив немного, они приняли решение выпустить серии конфет: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины»… На одной стороне обёртки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткие сведения о ней и художнике.
Как Гейсу (Эйнем отошёл от дел в 1876 году) удалось договориться с Третьяковым и получить разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых, никто точно рассказать не может. Однако в 1896 году на этикетке серии «Русские художники…» появились любимые всеми мишки с картины Ивана Шишкина.
В привычном виде, в отдельной обертке с медвежатами на бирюзовом фоне, конфета производится с 1925 года. Её выпускам занималась национализированная советской властью фабрика «Красный октябрь» (бывшая «Эйнем», ныне — часть холдинга «Объединённые кондитеры»). По сей день конфеты «Мишка косолапый» — визитная карточка этого кондитерского предприятия.
Маяковский придумал к конфетам слоган
Пралиновые конфеты (глазированные шоколадом вафли, между которыми находится начинка из растертых с сахаром миндаля и какао-бобов) мгновенно стали популярными. Они шли на экспорт и стоили довольно дорого. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Слоган всем понравился и его стали печатать на обертке.
Поскольку конфеты были дорогими, но желанными, в новогодних подарках одна такая попадалась и, конечно, съедалась первой. А фантик от неё хранился как большое сокровище среди других фантиков в коробке из-под любимой куклы или машинки.
Конфету «Мишка косолапый» ещё называли «Три медведя». Заодно так стали называть и картину Ивана Шишкина. Причём, никого не смущало, да и сейчас не смущает, что медведей на картине всё-таки четыре.
Однако эту картину знают все, знают и её автора, великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Более того, вплоть до конца девяностых репродукции «Утро в сосновом лесу» Шишкина, как и «Охотники на привале» Василия Перова, «Неизвестную» Ивана Крамского можно было найти во многих домах и городских квартирах.
И ещё, теперь уже трудно твёрдо сказать, благодаря чему «Утро в сосновом лесу» получило широкую популярность. Медведям, живо нарисованным Савицким, или конфетам, вкус которых понравился всем любителям сладкого…
Публикация по теме: «Русалки» Крамского — правдоподобное изображение фантастического сна«
Наталья Швец
Фото: репродукция к картине И. Шишкина «Утро в сосновом бору»