Полотно «Лес в инее» создано фантазией Алексея Саврасова, так по крайней мере считают искусствоведы. Работа, написанная явно не с натуры, появилась в конце 1880-х начале 1890-х годов. Это было очень сложное время в жизни художника. Алексей Кондратьевич был в творческом кризисе, оплакивал смерть друга Василия Перова, пристрастился к рюмке. В конце концов его уволили из училища живописи и от него ушла жена, забрав детей.
Период конца 1880 — начала 1890 годов считается не самым лучшим в жизни гениального художника, автора всемирно известных «Грачи прилетели». Кстати, «Грачи» настолько понравились меценату Павлу Третьякову, что он разместил их у себя в кабинете. Именно этот пейзаж с отчаянно кричащими птицами стал визитной карточкой мастера и практически все, когда говорят о Саврасове, первым делом вспоминают о нём. Однако «Грачам» не удалось сделать Саврасова «художником одной картины».
Живописец создал множество прекрасных пейзажей, относящихся к разным временам года. Большое место в них отводится зиме. Алексей Саврасов всегда умел невероятно реалистично передавать состояние природы, впавшей в длительную спячку.
Полотно «Лес в инее»
«Лес в инее» – произведение позднего творчества Алексея Саврасова. Оно явно несёт в себе черты кризиса, в котором тогда пребывал мастер. Умер задушевный друг, великий художник Василий Перов, и Саврасова стало некому защищать. Не выдержав постоянных запоев, ушла жена, забрав двоих детей. За эту болезнь его уволили и из преподавателей Московского училища живописи и ваяния.
Вместо того, чтобы взять себя в руки, Саврасов продолжал пить. Вполне понятно, прогрессирующая болезнь негативно отражалась на стилистике его произведений. Потом у искусствоведов и коллекционеров даже термин такой появился «Пьяный Саврасов». Однако ему всё-таки удалось создать несколько отличных полотен, в их числе «Лес в инее». Здесь он вновь сумел продемонстрировать свою гениальность, доказать, что ему, одному из немногих мастеров, подвластно соединить в единое целое краски и звуки.
Деревенская окраина, деревья, из трубы заснеженного дома вьётся дымок… Излюбленный художниками мотив дополняется высокими стройными соснами, на стволах которых виден отсвет предзакатного зимнего солнца. Вся композиция выполнены в контрастных тёмных и светлых тонах: тёмного, предвещающего пургу неба и ярко-белого снега на первом плане. И вновь случилось саврасовское чудо — кажется, что слышен шорох деревьев, чувствуется запах зимнего морозного воздуха и скрип снега под ногами…
Кто виноват?
На какое-то время имя Саврасова оказалось как бы вычеркнуто из памяти официальной художественной жизни. Вроде бы он жил, а вроде бы его и не было. И всё эта водка проклятая, когда за два-три рубля, лишь бы унять дрожь в руках, он рисовал копии своих «Грачей».
В 1890 году, за семь лет до смерти живописца, информация о нём появилась в фундаментальном справочнике Фёдора Булгакова «Наши художники». Она была минимальной и искажённой, даже имя указано неверно: «Саврасов Константин Алексеевич (1830-1876). Пейзажист, академик живописи…». И далее несколько строк об учёбе и участии в выставках с неправильно указанными датами. Ясное дело, художнику обидно было читать подобное. Впрочем, винить тут не кого, кроме самого себя.
Но чтобы не говорилось, в позднем творчестве Саврасова есть поистине замечательные пейзажи. Наиболее продуктивными стали 1893-1894 гг., когда были созданы «Весна. Огороды» (Пермская художественная галерея) и удивительный по мастерству использования белизны бумажного листа рисунок «Вид на село Покровское-Фили» (Государственная Третьяковская галерея). Что же до полотна «Лес в инее», то Третьяковка приобрела его из частной коллекции только в 1986 году.
Кроме живописи, Саврасов под конец жизни довольно плодотворно работал в графике. В 1894 году в Киеве даже был издан альбом новых рисунков художника, приуроченный к 50-летию творческой деятельности. Верно говорят, что и на закате солнышко греет…
Многие современники жалели художника, хотя все понимали, что в случавшейся трагедии виноват он сам. Однако они отдавали дань его гению. Всё-таки московская школа живописи благодаря Саврасову обрела свои лучшие качества: особую одушевлённость, эмоциональность свето- и цветовосприятия, стремление художников духовно воссоединиться с глубинными основами национальной культуры.
При подготовке материала использовались следующие публикации:
Саврасов Алексей Кондратьевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Новоуспенский Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. — М.—Л.: Издательство «Искусство», 1967.
Добровольский О. М. Саврасов — М.: Молодая гвардия, 1983. (Жизнь замечательных людей) [Электронная версия]
Константин Коровин. Воспоминания
Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 192 c.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Роберт Фальк — культовая фигура советского авангарда
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —