Портрет Чехова художник отправился писать в Ниццу

Портрет Чехова художник Осип Браз отправился писать в Ниццу

портрет чеховаДля написания портрета писателя Антона Павловича Чехова художник Осип Браз отправился на средиземноморское побережье Франции. Произошло это в 1898 году. Известно, что основатель галереи Павел Третьяков ради того, чтобы получить нужную ему картину, оплачивал дорогу к объекту творчества, пусть даже модель находилась на очень приличном расстоянии от Москвы. Благодаря его заказу портрет Чехова был создан в Ницце.

    Заказ молодой Браз получил не случайно. Дело в том, что в 1896 году его удостоили премии Московского общества любителей художеств. Кроме того, он получил диплом Петербургской академии художеств и звание классного художника, правда, не за специальную конкурсную картину, а за серию изображений.

    Осип Браз прекрасно выполнил портреты своих коллег по творческому цеху: русского, а потом советского графика Дмитрия Кардовского и художницы Елизаветы Мартыновой, в наше время более известной по картине Константина Сомова «Дама в голубом».

    Сделанные им работы заслужили высокую оценку критики, а портрет Мартыновой настолько понравился коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, что он приобрёл его в свою коллекцию. В дальнейшем Третьяков заказал художнику также портреты актрисы Веры Комиссаржевской и писателя Антона Чехова. К слову, портрет Чехова кисти Браза оказался  единственным законченным прижизненным изображением писателя.

Будто хрену нанюхался…

    Антон Павлович позировал Бразу два раза в день. К сожалению, портрет Чехова, ради которого и была предпринята поездка, получился не сразу. Молодому живописцу сходу не удалось раскрыть черты характера известного писателя. В первый раз, речь идёт о 1897 годе, картину забраковал как сам художник, так и Третьяков…

      Что же до второго, написанного в Ницце, мнение о нём сложилось разное. Сам Чехов недовольно высказался по его поводу: «Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену». Объективности ради следует сказать, писатель был не прав.

    Одна из самых известных фотографий Чехова, которая ему очень нравилась, была сделана в 1888 году. На ней Антон Павлович запечатлён полным жизненных сил и энергии. В глазах заметно весёлое лукавство, а густые волосы будто ветром отброшены назад.

Чего не мог принять писатель

     Писатель Владимир Короленко так нарисовал облик молодого Чехова: «Передо мною был молодой и ещё более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым.

    По её мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приёмов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях.

    Вообще, в это первое свидание Чехов произвёл на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему ещё предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное…».

    На портрете, что написал Браз, Чехов выглядит иначе. Впрочем, чему удивляться — всё-таки десять лет прошло…  Сама же модель этого никак не могла принять. Хотя все, кто знал писателя, поражались происшедшей с ним перемене. А Валентин Короленко несколько риторически вопросил: «Куда девалась его уверенная, спокойная жизнерадостность? Черты обострились, стали как будто жёстче, и только глаза все ещё порой лучились и ласкали. Но и в них чаще виднелось застывшее выражение грусти».

     Ему вторит Татьяна Щепкина-Куперник: «Я удивилась происшедшей с ним перемене. Бледный, землистый, с ввалившимися щеками – он совсем не похож был на прежнего А.П.»
Так что, пусть портрет Чехова работы Браза и не понравился самому писателю, но объективности ради следует признать — мастер изобразил его реально.

Портретист

    За несколько столетий развития русская культура подарила миру немало великих живописцев, произведения которых вошли в мировую сокровищницу изобразительного искусства.  Есть среди них такие, чьи имена знает практически каждый, даже далекий от искусства человек. Но есть и незаслуженно забытые.

    К последним принадлежит талантливый мастер портретного жанра Осип Эммануилович Браз. Имя этого русского художника, академика и коллекционера, в отличие от его творений, мало что может сказать нашему современнику, хотя в своё время оно было известно всем. Бразу удавалось, как говорили критики, сочетать не сочетаемое — реализм с элементами импрессионизма и модерна. Именно поэтому в своё время его считали одним из выдающихся русских живописцев-портретистов начала ХХ столетия.

    Поначалу судьба баловала художника. Он имел всё, о чём только мог мечтать — творческий успех, карьерный рост и счастливый семейный союз. Затем последовал арест по ложному обвинению, конфискация богатейшей художественной коллекции, годы лишения свободы, проведённые на Соловках, потеря двоих сыновей и смерть жены, которую он пережил всего лишь на год…

Несколько фактов из биографии

    Осип (Иосиф) Эммануилович Браз родился в 1873 году в Одессе. Художественное образование он получил в Одесской художественной школе, где учился у Кириака Костанди. Кстати, школу он окончил с большой бронзовой медалью. Несколько лет продолжал учиться в Мюнхене, в школе Шимона Халлоши и Мюнхенской академии художеств. Затем жил во Франции. В Париже впервые были показаны его работы на выставке известных художников «Champ de Mars».

    Затем Браз переезжает в Амстердам, где с успехом постигает искусство живописи старых голландских мастеров. Именно там он увлекается коллекционированием. Кроме картин он начинает собирать произведения искусства из бронзы времён эпохи Возрождения.

      Вернувшись в Россию, Браз продолжает совершенствовать мастерство. Он поступает в Академию художеств, где учится в мастерской Ильи Репина и через год получает звание классного художника I-й степени. Лучше всего ему удаются портреты, что и приносит ему широкую известность. Его работы с большим успехом выставлялись в Париже, Вене и Риме…
В 1914 году художник был избран академиком Петербургской Императорской Академии художеств. Революция 1917 года не особо коснулась его семьи. Осип Браз работает в Эрмитаже реставратором, хранителем и заведующим отдела голландской живописи, а вначале 1920-х ещё и преподавателем во ВХУТЕИНе.

      Всё резко обрывается в 1924 году…

Эмигрант

    Неожиданно по ряду ложных обвинений художника арестовывают. Ему инкриминируют скупку произведений искусства с целью дальнейшего вывоза за границу, а также разглашение сведений о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа и шпионаже. По судебному приговору Браз получил три года заключения с отбыванием срока в лагере особого назначения на Соловках. Вся его роскошная коллекция, в которой были настоящие шедевры, национализируется.

     Лишь благодаря ходатайствам ленинградских художественных обществ и влиятельных друзей — Игоря Грабаря и Максимилиана Волошина, Осипа Браза досрочно освобождают из Соловецкого лагеря без права проживания в центральных городах. Художник отправляется в ссылку в Новгород, где занимается разработкой фондов и реставрацией памятников. В свободное время пишет акварелью и организовывает персональные выставки.

     Почти два года Браз просит у властей разрешения на выезд из России для воссоединения со своей семьей, проживающей в то время в Германии. В 1928 году он навсегда покидает Родину и до последнего дня живёт во Франции.

    Работы Осипа Эммануиловича Браза хранятся в Третьяковской галерее, Днепропетровском художественном музее, Русском музее, Одесском художественном музее, Пермской художественной галерее, Самарском художественном музее, музеях Калуги, Петрозаводска, Новокузнецка.

Наталья Швец
Репродукция портрета А.П.Чехова работы Осипа Браза

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Увидев этот портрет работы Владимира Боровиковского, ощущаешь вдохновение и трепет»