Портрет Мейерхольда был создан незадолго до его ареста и гибели
Портрет Мейерхольда — великого театрального режиссёра-новатора, художник Пётр Кончаловский создал незадолго до его ареста и гибели в период массовых репрессий. Произошло это в 1938 году, ставшем для режиссёра началом трагического конца.
Всеволод Мейерхольд изображён в несколько расслабленной позе в полулежачем положении. Левой рукой он опирается на поверхность софы, которая стоит в обычной квартире.
У собаки, что рядом с ним, очень печальный взгляд. Животное старается прикрыть его своими лапами, но понятно, что пёс не сможет уберечь хозяина.
Созданный Кончаловским портрет Мейерхольда стал последним прижизненным живописным изображением режиссёра… Картина хранится в собрании полотен Третьяковской галереи.
Портрет Мейерхольда
По всей видимости, желая подчеркнуть конфликт своей модели с действительностью, при написании портрета Пётр Кончаловский использовал сложное композиционное решение. Сама картина, как утверждают искусствоведы, написана на стыке реализма, экспрессионизма и фовизма, есть также элементы неопримитивизма.
Создаётся впечатление — художник изобразил человека, который думает о создании своего нового произведения, отдыхающего вместе со своей собакой на софе на фоне яркого ковра. И грёзы его воплощаются в цветные узоры на ковре.
Но стоит присмотреться, понимаешь — режиссер отстранён от окружающего мира, им овладела апатия. А этот цветастый ковёр несколько аллегорично показывает, насколько человек запутался и не знает, как ему жить дальше.
Злополучная «Дама с камелиями»
Как говорилось выше, портрет Мейерхольда был написан в 1938 году, как раз после того как на сцене его театра прошел злополучный спектакль по произведению Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Главную женскую роль играла Зинаида Райх — жена и муза режиссёра, блестящая актриса, бессменная прима всех его постановок, бывшая супруга поэта Сергея Есенина.
Почему «Дама с камелиями» злополучная? Да потому, что спектакль не понравился Иосифу Сталину, побывавшему на премьере. Критики тут же начали писать разгромные статьи и обвинять режиссёра в эстетстве и буржуазности.
Ну а Зинаида Райх не нашла ничего лучшего, чем написать письмо лично Сталину, в котором называет его «грузином, ничего не понимающего в русском искусстве». Описывать реакцию получателя нет смысла…
Есть версия, что Карабаса-Барабаса из «Золотого ключика» Алексей Толстой писал именно с Мейерхольда, который в своём театре управлял актёрами, как марионетками. А бегство кукол от Карабаса-Барабаса ничто иное, как отражение конфликтов режиссёра с актёрами из-за высоких нагрузок и создавшейся на сцене тяжёлой рабочей атмосферы, в чём немалую роль также сыграла Зинаида Райх.
Горькая участь гения
8 января 1938 года авангардный театр согласно приказу Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» закрыли. Документ был опубликован в газете «Правда». Какое-то время режиссёр по приглашению Константина Станиславского работал у него в театре. Но когда тот умер, остался не у дел…
20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали в Ленинграде. В его московской квартире в Сокольниках произвели обыск. Зинаида Райх яростно протестовала и выкрикивала проклятия в адрес сотрудников НКВД.
Стоит ли удивляться тому, что вскоре, а точнее 15 июля, актрису жестоко убили в собственной постели. Неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. Её детям от Сергея Есенина — Татьяне и Константину было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток.
Легенда
Самому Мейерхольду сфабриковали дело, обвиняя его в шпионаже и троцкизме. 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы ему было зачитано обвинительное заключение и объявлен приговор: смертная казнь. Уже на следующий день, 2 февраля, Мейерхольда расстреляли.
Тело режиссёра было сожжено в Донском крематории, а пепел выброшен в общую яму на окраине Донского кладбища. Недавно на этом месте была установлена мемориальная плита.
В 1955 году Верховным судом СССР Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Однако дело Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх до сих пор засекречено.
Есть легенда, согласно которой Мейерхольд остался в живых и в годы Великой Отечественной войны руководил лагерным театром в ГУЛАГе, но узнать правда ли это не представляется возможным.
Выходец из дворян
Пётр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Однако когда Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, был арестован и сослан в Холмогоры, имение конфисковали.
Семье пришлось переехать в Харьков, где Петя и начал обучаться рисованию в художественной школе. В 1889 году Кончаловские едут дальше, в Москву, и Пётр поступает на вечерние курсы Строгановского училища.
В какой-то момент он собрался подать документы в Московский университет на факультет естественных наук, но любовь к живописи оказалась сильнее. В итоге молодой Кончаловский по рекомендации Константина Коровина отправляется в Париж и становится учеником Лоранса и Бенжамена-Констана.
Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, Кончаловский поступает в Академию художеств в мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.
«Бубновый валет»
Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но после посещения парижской выставки Винсета Ван Гога он вырабатывает свой узнаваемый стиль.
Однако ему этого мало и тогда в начале 1910-х годов Пётр Петрович вместе с коллегами по творческому цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». В неё кроме Кончаловского вошли Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова. Все участники группы демонстративно пренебрегали канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.
В эти годы Кончаловский окончательно сформировал собственный стиль: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Кстати, именно в этот период он пробует себя в качестве театрального художника и делает костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Эту работу Пётр Петрович считал своим лучшим произведением в этом жанре…
В составе «Бубнового валета» Кончаловский пробыл недолго. После контузии, полученной на фронте, и последующего лечения, он вдруг резко меняет свои художественные взгляды и переходит в объединение «Мир искусства».
К вождю не допустили
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского, в чём большая заслуга первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского. Именно он помогал Петру Петровичу свободно творить и остаться «чистым» живописцем.
Впрочем, художник и сам старался держаться как можно дальше от политики и не вступать с ней в конфронтацию. Удивительно, но Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали. По легенде, он сказал, что будучи реалистом может писать только с натуры, а по фото, к сожалению, не обучен… Естественно, допускать к настоящему «вождю всех народов» художника не стали.
И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.
Дадочка и Лёлечка
В 14 лет Пётр познакомился с дочерью живописца Василия Сурикова Ольгой. После знакомства они не общались двенадцать лет. Потом – одна встреча, письмо с признанием в любви и свадьба через три дня.
Брак оказался довольно крепким и счастливым, хотя Ольга Васильевна слыла довольно жестким и властным человеком, но в семье сложились очень нежные отношения. Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.
Все годы брака её основной задачей будет любить, вдохновлять, быть главным критиком и моделью мужа. Кроме того, заниматься домом и воспитывать двух детей — Наталью и Михаила. Следует отметить, что сам Кончаловский так же много занимался своими чадами: укладывал их спать, рассказывал сказки, пел колыбельные…
Без одобрения жены Пётр Петрович решений не принимал и советовался с ней по всём, в том числе и по творческим вопросам.
В 1932 году Кончаловские переехали в Бугры Калужской области. Именно там художник создаст многочисленные великолепные пейзажи и натюрморты и в 1956 году закончит свой путь…
Наталья Швец
Репродукция портрета В.А. Мейерхольда работы Петра Кончаловского
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» или «Два вождя после дождя»»