Повесть «Капитанская дочка» вдохновила многих художников

капитанская дочка

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» вдохновила на творчество многих художников. В 1861 году живописец Иван Миодушевский написал картину «Вручение письма Екатерине II» на один их эпизодов сюжета литературного произведения. 

Практически сразу он решил представить полотно в Совет Императорской Академии художеств, надеясь получить малую золотую медаль, однако ему отказали. Но картину заметили: она была удостоена подарка великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, и приобретена в одно из частных собраний.

В Государственную Третьяковскую галерею работа Миодушевского поступила в 1941 году из Народного комиссариата иностранных дел.

«Капитанская дочка»

На полотне изображён эпизод из повести «Капитанская дочка», когда Машенька Миронова, чтобы спасти своего Петрушу Гринёва, передала Екатерине Великой письмо с просьбой о помиловании, а после решилась на аудиенцию с императрицей. Поскольку она была девушкой небогатой, то на встречу её хотели одеть в роброн повивальной бабки. Вот как это описывается в повести:

«…Как вдруг придворная карета остановилась у крыльца, и камер-лакей вошел с объявлением, что государыня изволит к себе приглашать девицу Миронову. Анна Власьевна изумилась и расхлопоталась. «Ахти господи! — закричала она. — Государыня требует вас ко двору. Как же это она про вас узнала? Да как же вы, матушка, представитесь к императрице? Вы, я чай, и ступить по-придворному не умеете… Не проводить ли мне вас? Всё-таки я вас хоть в чем-нибудь да могу предостеречь. И как же вам ехать в дорожном платье? Не послать ли к повивальной бабушке за её жёлтым роброном?» (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут… .

Жанровая сцена

Художник изобразил встречу Машеньки с императрицей как жанровую сцену. Более того, если не знаешь, о чём идёт речь, то картину можно принять за салонную живопись.

В первую очередь, внимание зрителя приковывает государыня, сидящая за туалетным столиком в окружении придворных дам, в одной их которых можно узнать её верную сподвижницу, княгиню Екатерину Дашкову. 

Многочисленные элементы убранства дворца с точной передачей интерьера, с обилием позолоты, шикарных портьер, ковров и ширм с рокайльным орнаментом, рождают эффект достоверности происходящего, воссоздают атмосферу эпохи. Приметой времени стал мальчик в чалме и модель будущего «Медного всадника» Фальконе. Однако есть и некоторые условности. Больше всего, они проявляются в отображении быта государыни и фасонах костюмов. К примеру, императорские регалии, в частности, лента ордена Андрея Первозванного, размещены среди предметов повседневного обихода – кувшинов, блюд и прочей утвари.

Императрица и Маша

Сама императрица выписана довольно ярко. Она предстаёт в образе величественной дамы, что невольно заставляет вспомнить о портретах Екатерины работы Боровиковского и Левицкого.

На ней, точно как описывается у Пушкина, белое домашнее платье, что, по всей видимости, символизирует добродетель. Из соседних покоев бежит белая собачка, возможно её любимица Земира, а может Дюшеса… У ног радостно ластится другая императорская любимица.

Сама Маша Миронова в дорожном платье чёрного цвета стоит на коленях у ног повелительницы… В отличие от зрителя, который знает, что прочитав письмо, государыня простит невиновного жениха, героиня об этом не ведает. Потому-то в её фигуре столько мольбы и страдания…

Лично мне, глядя на картину, хочется перечитать знаменитую повесть «Капитанская дочка», которую все когда-то проходили в школе…

Художник Миодушевский

Ну а сейчас несколько слов о самом художнике. Иван Осипович (Иосифович) Миодушевский родился в 1831 году, по некоторым данным — в 1833-м.

С середины 1850-х учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в качестве вольноприходящего ученика в классе исторической живописи. Вначале стипендию ему платила императорская фамилия, а потом, начиная с 60-х, Царство Польское.

Следует отметить, что живописцем он оказался довольно талантливым и неоднократно отмечался медалями. Более того, в 1860 году за эскиз программы «Сцена из “Капитанской дочки”» ему вручили большую серебряную медаль. В 1863 Миодушевский был выпущен из Академии со званием классного художника исторической и портретной живописи и правом на получение чина XIV класса.

В том же году в качестве пенсионера Царства Польского Иван Осипович был отправлен во Францию для совершенствования мастерства. На Всемирной выставке 1867 года в Париже его работы были отмечены медалью и дипломом, а на Международной выставке в 1872 году в Лондоне — дипломом.

Но денег ему постоянно не хватало, поэтому Миодушевский постоянно обращался в Совет с просьбами о материальной поддержке, а также с предложениями приобрести для Музея Академии три копии с произведений Мурильо, Корреджо и Рафаэля из коллекции Лувра, однако прошения были отклонены. Являлся членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже.

В 1904 году художнику удалось устроить персональную выставку своих работ в галерее петербургского Пассажа. В 1906 участвовал в Парижском салоне. Кроме того, мастер регулярно экспонировал произведения на выставках Общества поощрения изящных искусств в Варшаве «Захента».

Произведения Миодушевского находятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.

капитанская дочка
И. Миодушевский. Вручение письма Екатерине II. 1861. ГТГ

Наталья Швец

Репродукция картины Ивана Миодушевского «Вручение письма Екатерине II»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Василий Сазонов: «Первая встреча князя Игоря с Ольгой»