Василий Сазонов: «Первая встреча князя Игоря с Ольгой»

Авторство картины «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» ранее приписывалась Григорию Угрюмову, затем неизвестному художнику первой четверти XIX века. Подлинное авторство  и датировка её написания были установлены лишь в нашем веке. Искусствовед Луиза Целищева доказала, что полотно, созданное оно в 1824 году, принадлежит кисти Василия Сазонова.

Луиза Целищева провела технологические и стилистические исследования. В своих выводах она, в том числе, опиралась на трактовку Сазоновым сюжета. Он придерживался версии о простонародном происхождении княгини Ольги вслед за «Историей государства Российского» Николая Карамзина и поэмой Зинаиды Волконской «Сказание об Ольге».

Первая встреча князя Игоря с Ольгой

Итак, в памятнике русской исторической литературы XVI века «Степенной книге» есть интересная история о первой встрече князя Игоря с Ольгой (переложена на современный язык — авт.): «Однажды князь Игорь охотился со своей дружиной в Псковских лесах. Охота была удачной, и надо бы возвращаться в лагерь. Но Игорю всё мало. Отправив своих товарищей с добычей, сам ещё решил поохотиться.

Вышел он к реке Великой, что протекала в тех краях. И захотелось князю перебраться на другой берег. А тут, на счастье, и лодка появилась, а в ней отрок. Попросил Игорь о переправе. Когда лодка пристала к берегу, и Игорь забрался в неё, то увидел, что лодкой управлял не отрок, а молодая девушка. Да такой красоты небывалой, что зародились у Игоря мысли непотребные, разгорелась в нём страсть, начал князь предлагать ей бесстыдное.

Но девушка быстро осадила князя словами: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».

Подивился Игорь её умным словам, и стыдно стало князю. Не тронул он девушку непорочную. Но запала она ему в душу, не мог забыть её. И когда пришла пора жениться Игорю, захотел взять девушку из псковских лесов в жены. И опекун его, князь Олег, привёз девицу в Киев. И стала после свадьбы она княгиней Ольгой.

Именно эту историю и изобразил русский художник Василий Сазонов на полотне, которое сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Княгиня Ольга

Сегодня уже никто не сможет сказать, как на самом деле произошла встреча князя Игоря с Ольгой. Доподлинно установлено лишь несколько фактов: княгиня Ольга существовала на самом деле и была женой князя Игоря. После его гибели правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе и первой из правителей Руси приняла христианство. Всё остальное, что ей приписывается, зачастую можно отнести скорее к легендам.

Первое упоминание об этой удивительной женщине можно встретить в «Повести временных лет», которую потомкам оставил древнерусский летописец Нестор и другие монахи, чьи имена остались неизвестны. Этот уникальный памятник древнерусской литературы были создан в начале XII века, то есть через сто пятьдесят лет после смерти княгини Ольги.

Вполне понятно, что говорить о правильном изложении фактов уже нельзя. Опять же в этой летописи не указываются даты, только излагаются события, причём в довольно вольной трактовке. Следовательно, найти точный ответ: кем была Ольга в девичестве практически невозможно.

Теории

Наиболее часто историки утверждают, что Ольга имела скандинавское происхождение. Однако есть версии, что принадлежала она семье князей Изборских. Ещё говорят, что была крестьянкой. Имеется предположение, по свидетельству Типографской летописи, датированной концом XV века, что Ольга была из рода Вещего Олега.

Если же верить «Повести временных лет», Ольга была родом из Пскова, а точнее из деревни Выбуты, которая находится в 12 км выше по реке Великой.

К слову, народ назвал её именем довольно много мест в окрестностях деревни. Например, в честь Ольги назван правый берег реки Великой напротив д. Выбуты. Её имя носит ключ, бьющий в известняковом обрывистом берегу. Правда, когда появились эти названия, никто не знает.

Княгиня Ольга

Историкам неизвестна и дата рождения княгини. Официально считается, что родилась Ольга около 890 года. Но есть сведения, что это случилось гораздо позже — в 920 году. Однако все разделяют мнение, что Ольга действительно была любимой женой князя Игоря. На Руси в те времена существовало многожёнство и она была не единственной женой правителя. Однако после гибели Игоря именно к ней перешли княжеские права и именно она стала регентом при сыне.

Судя по всему, женщиной она была довольно решительной и отважной. Чего только стоит её победа над древлянами. Кстати, тут тоже есть вопрос: действительно ли она мстила за мужа или же просто хотела присоединить земли?

Ольга также сумела упорядочить сбор податей, начала строить каменные дома, отправилась с посольством в Константинополь и приняла христианство…

К сожалению, её сын Святослав Игоревич не поддержал мать в этих начинаниях. Более того, оставил Киев, где находились его дети и старая мать. По этой причине они едва не стали жертвами напавших на незащищённый город печенегов. Кроме того, Святослав до конца дней оставался язычником.

Крестил же Русь внук Ольги, который вошёл в историю под именем Владимира-Красное Солнышко.

Художник Василий Сазонов

Русский художник, исторический и религиозный живописец, портретист Василий Кондратьевич Сазонов родился в 1789 году в городе Гомель Могилевской губернии в семье крепостных графа Николая Румянцева.

13 августа 1804 Совет Императорской Академии художеств определил «мальчика Василья Кондратьева сына Созонова принять в число пенсионеров, а за содержание его и обучение деньги по двести рублей в год получить от Его Сиятельства графа Николая Петровича Румянцева».

Учится юному дарованию довелось у таких мастеров, как Григорий Угрюмов, Александр Иванов, Алексей Егоров и Василий Шебуев. В 1809 Василий удостоился второй серебряной медали, а через год был отпущен графом «вечно на волю» «в уважение таковых талантов его» и с обязательством «вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания».

В 1810 и 1811 получил вторые серебряные медали за рисунки с натуры, в 1811 и 1812 его вновь отметили за картины «Царь Иоанн Васильевич отдаёт принесённую ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину» и «Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества».

Потом его ожидала золотая медаль за картину, написанную по учебной программе, «Верность Богу и государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном». В 1815 Сазонов оканчивает Академию со званием художника XIV класса.

Творчество Сазонова

Благодаря поддержке бывшего хозяина Сазонов отправляется в Италию. В Риме молодой художник находится несколько лет. Он пишет там копии с картин Микеланджело да Караваджо «Положение во гроб» и Тициана «Любовь небесная и любовь земная», которую, кстати, купила Академия художеств.

Кроме того, в Италии он рисует «Марфу Посадницу», «Кесарю кесарево» и «Первую встречу князя Игоря с Ольгой», которую приобрела Государственная Третьяковская галерея.

После возвращения на родину из-под его кисти выходит историческая сцена «Дмитрий Донской на Куликовом поле» и картина-портрет, изображающая графа Остермана-Толстого во время хирургической операции, произведённой над ним на поле битвы под Кульмом.

Вскоре эти две картины вместе с образами, написанными им для иконостасов Преображенского собора и церкви Таврического дворца в Санкт-Петербурге, принесли Сазонову звание академика. Случилось это в 1830 году.

Почти двенадцать лет фортуна улыбалась живописцу. Василий Сазонов получает много заказов, особенно часто его приглашают расписывать церкви. Это он исполнил образа для Троицкой церкви, что в Измайловском полку, для Гатчинского собора, Екатерининской церкви в Царском Селе, Петропавловской в Петергофе.

Также довелось ему написать шесть образов для Казанского собора в Санкт-Петербурге. В главном тамбуре Введенской церкви Семёновского полка он писал Спасителя, трёх святителей и двенадцати апостолов, а в церкви на Аптекарском острове — образа четырёх евангелистов.

Однако ценителям искусства он больше знаком по картине ««Первая встреча князя Игоря с Ольгой», которую можно увидеть в Третьяковке.

первая встреча князя игоря с ольгой

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Отступление наполеоновской армии на картине Иллариона Прянишникова