Василий Пукирев — художник одной картины?

василий пукирев
Василий Пукирев. В мастерской художника. 1865 г.

Русский художник XIX века Василий Пукирев оставил после себя не так много полотен, самое известное и растиражированное из которых — «Неравный брак». Из других работ незаслуженно забытого сегодня мастера зрители, наиболее продвинутые в живописи, пожалуй, вспомнят ещё «В мастерской художника», которая также хранится в Третьяковской галерее. И всё… 

 Сцена, изображенная на картине «В мастерской художника», весьма характерна для времени, когда творил Пукирев. Мастерскую живописца посетил покупатель – богатый купец, образ которого не лишён карикатурности. Он пришёл в сопровождении священника, который изучает икону, возможно, нужную для домовой церкви купца-покупателя.

 По воспоминаниям ближайшего сподвижника Павла Третьякова, старейшего хранителя Третьяковской галереи Николая Мудрогеля, в образе художника запечатлён сам автор картины. А вот в покупателе можно узнать русского купца первой гильдии, крупного землевладельца, подрядчика по строительству железных дорог, благотворителя и мецената Павла Губонина.

 Этот человек принимал активное участие в постройке храма Христа Спасителя. На средства Губонина также построено Комиссаровское техническое училище в Москве, он же финансировал строительство Политехнического музея. В Твери купец возвёл здание духовной семинарии.

 Священник написан с Василия Романовского, протоиерея церкви Святой Параскевы на Пятницкой улице, в эксперте-знатоке можно узнать учителя рисования одной из школ Замоскворечья. 

 Сам Василий Пукирев, изображённый на картине художник, с усмешкой смотрит на прибывших гостей. Не потому ли современники особо не жаловали мастера, зная об его иронии и сарказме?

Учитель рисования

    Жизненный путь выходца из крестьянской семьи Василия Пукирева полон взлётов, падений, противоречий, поисков творческого совершенства. Оставленное им наследие подобно его жизни. Как говорили искусствоведы, его известные работы сочетаются с «не дотягивающими до художественного уровня».

  Поначалу он обучался рисованию у иконописца где-то в Могилевской губернии. Затем в пятнадцать лет, благодаря случайному стечению обстоятельств, Пукирев оказывается слушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это учебное заведение выпустило немало мастеров изящных искусств. Оно на равных состязалось с Академией, а выпускники имели тот же статус. В середине XIX века в Академии и в упомянутом училище усилиями многих меценатов и государственных деятелей осуществлялся патронаж талантливых людей из небогатых слоёв общества, к коим принадлежал Василий Пукирев,

   В училище юноша демонстрировал незаурядные успехи и через три года получил степень учителя рисования в гимназиях. Этот статус позволял иметь хоть небольшой, но стабильный заработок, что было хорошим подспорьем, ведь обучение живописи занимало от восьми до десяти лет.

Русский художник

    В возрасте двадцати шести лет он закончил обучение. Все это время Пукирев преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы. Именно в эти годы, живя в казённом общежитии, он и создал много интересных картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «Сбор недоимок», «Приём приданого». Его творчество было замечено, оно получило высокую оценку мэтров искусства, в том числе и самого Карла Брюллова.

 По заказам Василий Владимирович написал и много портретов. Вместе с Алексеем Саврасовым выпустил «Курс рисования» — учебное пособие для академических учебных заведений. Не забывает он и иконопись. Им создан целый ряд образов и росписей в московских и губернских храмах. Так что картина, о которой шла речь в начале публикации, судя по всему, была подсказана самой жизнью.

  Однако широком кругу зрителей он известен только по знаменитому полотну «Неравный брак», а некоторые искусствоведы и вовсе называют его художником одной картины. Многие портреты кисти Пукирева утеряны или забыты в неизвестных частных домах. Другие картины находятся в музеях, но не оценены по достоинству. Неизвестно местонахождение и его икон. Вполне возможно, мы все их видели и восхищались, но имя автора осталось неизвестным…

 Свои последние годы живописец прожил в нужде, нищете и неизвестности, несмотря на старания друзей и полученную пенсию. Художник покинул наш мир в пятьдесят восемь лет, оставив в нём «короткий, но блестящий след…»

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Богданов-Бельский — почти забытый художник крестьянской тематики