«Принцесса Грёза» — самое известное панно Москвы

принцесса грёза

Панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза» было создано на сюжет драмы Эдмона Ростана «La Princesse lointaine». Впервые произведение художника украсило внешнюю, а не внутреннюю стену здания, в данном случае гостиницы «Метрополь». Такого город ещё не видел… И это выполненное из майолики панно считают самым известным в Москве.

Писатель Эдмон Ростан, вдохновлённый французской легендой рыцарских времен и поэзией немецкого романтизма, в частности поэмой Генриха Гейне, сочинил пьесу «La Princesse lointaine» (Принцесса Грёза). Он написал её в 1895 году для великой французской актрисы Сары Бернар.

В произведении рассказывается о любви принца Жофруа Рюделя к прекрасной антиохийской принцессе Мелисанде. Девушка живёт далеко за морем, сам принц никогда не видел её, однако влюбился, наслушавшись рассказов странствующих пилигримов.

Юноша слагал стихи, а потом, по версии Ростана, в предчувствии своей смерти отправился в путь, желая наконец увидеть возлюбленную. Преодолев шторм, корабль доставил его в Триполи. Принцу Жофруа пришлось встретить ещё много препятствий, однако в итоге Мелисанда сама пришла на корабль. Только, к сожалению, не для того, чтобы остаться с ним навсегда, а лишь для того, чтобы услышать последние стихи влюблённого поэта, закрыть ему глаза и уйти в монастырь…

В России премьера этой пьесы в переводе Татьяны Щепкиной-Куперник состоялась 4 января 1896 года в Санкт-Петербурге. Вопреки ожиданию многих спектакль прошёл на «ура!». Более того, появились вальсы, шоколад, духи под названием «Принцесса Грёза» и даже почтовая бумага с цитатами из пьесы. В том же 1896 году её обессмертил художник Михаил Врубель.

Гостиница «Метрополь»

Рассказывают, что однажды Михаил Врубель объявил о нежелании видеть свою «Сирень» в музее, потому что «музей — это покойницкая». Художник хотел, чтобы «вещь была вделана в стену в жилом доме и совершенно слилась со стенами и была бы одна». Этой его мечте суждено было исполниться.

Работа Врубеля, выполненная из майолики на гончарном заводе Мамонтова, украсила стены гостиницы «Метрополь». Инициатором строительства был Савва Мамонтов, или, как его ещё называли, Великолепный Савва.

Такого русское искусство ещё не знало. Картина художника оказалась на стене здания и не внутри, как фрески, а снаружи, что позволило всем увидеть творение мастера.

«Принцесса Грёза»

В 1896 году министр финансов Сергей Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одним из них стала «Принцесса Грёза», другое, ныне утраченное, «Микула Селянинович» написано на былинный сюжет.

Гигантские росписи были предназначены для украшения художественного отдела выставки — в огромном помещении явно пустовали верхние части стен. Однако созданные Михаилом Врубелем панно оказались настолько грандиозными и по размерам, и по художественному эффекту, что затмили представленные в павильоне живописные произведения. К слову, гигантские росписи под наблюдением автора дорабатывали его друзья по творческому цеху Константин Коровин и Василий Поленов.

И комиссия Академии художеств забраковала затмившие остальных врубелевские росписи. Однако их решение не остановило Савву Мамонтова. Он распорядился построить отдельный павильон, куда выстраивались очереди желающих увидеть отвергнутые шедевры. Критики отнеслись к работе благожелательно, однако публика осталась недовольна. Отзвуки скандала дошли даже до императора Николая II.

После закрытия Всероссийской выставки полотно Врубеля осталось у Саввы Мамонтова.

Художник экспериментировал с композицией

Судя по эскизу, хранящемуся в Русском музее, Михаил Врубель экспериментировал с композицией. В первом эскизе в ослепительном сиянии лучей в левой части спускается с небес принцесса со свитой. Это видение озаряет лицо распростёртого на палубе корабля героя, который развёрнут лицом к видению.

В окончательном варианте движение развивается параллельно нижнему краю рамы. Корабль взлетает над волнами, напоминающими крылья. Принцесса — златовласая дева в алмазном венце с лилиями в руках, сопровождаемая свитой призрачных душ, — склоняется к изголовью поэта, смотрящего вдаль, в противоположную от принцессы сторону. В центре с арфой (лютней) в руках — умирающий принц. В последние мгновения жизни он поёт песнь, посвящённую прекрасной деве… Такое композиционное решение акцентирует драматизм встречи. 

В контексте довольно популярного на тот момента символизма, грезившего о высших мирах, Врубель по-своему интерпретирует авантюрный сюжет Ростана. Он показал всем: встреча принца, ведомого небесной любовью, с его мистической возлюбленной невозможна на земле. Для певца и поэта этот реальный мир лишь временное пристанище. И сам умирающий поэт становится символом тоски по «иным берегам».

Панно написано в непривычной манере

Принцесса Грёза становится символом вечной женственности и рыцарского поклонения красоте. Эта тема заметно перекликается с произведениями Владимира Соловьёва, Александра Блока и Андрея Белого.

Кроме того, на панно можно увидеть разбойников, которые стоят в довольно сложных позах. Заметно, что они находятся в смятении от воздействия песен принца, которого можно сравнить с древнегреческим Орфеем. 

Но главное, панно написано в непривычной плоскостной манере в размытых, блеклых тонах. Последнее, кстати, как нельзя лучше отвечает задачам декоративной живописи модерна.

Врубель опередил современников

Михаилу Врубелю уже приходилось решать подобные монументальные задачи. Впервые он взялся за них во время работы в киевской Кирилловской церкви и когда создавал эскизы для Владимирского собора.

Довольно много он изучал в Венеции средневековые мозаики и постигал законы монументальной живописи, которая, как известно, неотделима от архитектуры.

Намного опережая современников, Врубель понимал, что стенопись не должна разрушать стену. Само изображение должно тяготеть к геометрической стилизации, плоскостности и светоносности. Именно эти качества художник последовательно развивает в своих эскизах.

Как панно попало в Третьяковку

В 1917 году живописное панно «Принцесса Грёза» было передано в Большой театр, где его обнаружили при разборе старых складских помещений в 1956 году.

Сотрудники Третьяковской галереи — реставраторы Алексей Ковалёв и Олимпиада Живова — сразу поняли, что за шедевр находится перед ними. Хотя сделать это было довольно трудно, панно сильно пострадало от времени и было искажено почти до неузнаваемости.

Когда огромный холст с подписью «Врубель М. А.» расстелили на площади перед Большим театром, все сразу увидели его схожесть с майоликовым панно на стоящей напротив гостинице «Метрополь».

«Принцессу Грёзу» сразу же передали в Третьяковскую галерею, однако решение о реставрации было принято более чем через двадцать лет, в 1978 году. Огромный холст, площадь которого составляла 90 кв. метров, имел множество утрат и разрывов, однако красочный слой хорошо держался на грунте, а грунт — на холсте, там, где разрывов и повреждений не было. В итоге была разработана инновационная технология реставрации.

В 1989 году работы пришлось остановить в связи с экстренной реставрацией панно Марка Шагала. И реставрация масштабного произведения Михаила Врубеля завершилась в 1996 году — к столетию создания. Ныне «Принцесса Грёза» украшает врубелевский зал Третьяковки, который специально возвели в 2007 году на месте внутренних дворов музея для экспонирования монументальных панно художника.

принцесса грёзапринцесса грёза

принцесса грёза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Фото архив гостиницы «Метрополь»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Осень в провинции» Кустодиев писал по воспоминаниям