Приём контрастов в картине «Дети за пианино»

дети за пианино

При написании картины «Дети за пианино» художник Николай Петрович Богданов-Бельский использовал приём контрастов: дорогие предметы дворянского быта в бедной крестьянской избе. Что он хотел этим подчеркнуть, что рассказать? Полотно было создано на стыке времён — в 1918 году. Через два года художник, незаконнорождённый сын прачки, всё оставив, покинул Россию…

Сначала он эмигрировал в Ригу, потом в Германию, где и умер в 1945 году, не дожив буквально нескольких недель до победы. Могила его теперь в Германии, а судьба многих полотен, оставшихся за рубежом, неизвестна.

По счастью, картине «Дети за пианино» повезло. Она попала к Арнольду Хаммеру, а в 1995 году он передал её в дар России. Сейчас полотно находится в Третьяковской галерее, где его и можно увидеть.

Картина интересна с бытовой и исторической точки зрения. Мастер передал в ней наблюдения и опыт собственной жизни. О себе он говорил так: «Я ведь от земли, отца не видал: я незаконнорождённый сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда»…

При работе над этой картиной Богданов-Бельский осознанно прибегает к приёму контраста. В ней атрибуты дворянской роскоши противопоставлены быту и образам деревенских детей. И вместе с тем художник менее всего исполнен социального сарказма. Несмотря на то что многие вещи уйдут в небытие, станут бессмысленными в крестьянском быту, дети, погружённые в мир открытий, производят трогательное впечатление. К слову, мастер всегда писал детвору с большой симпатией и любовью.

«Дети за пианино»

На картине зритель видит троих бедно одетых крестьянских детей. Они расположились среди прекрасной мебели, которая явно принесена сюда из барского дома.

Девочка сидит в мягком кресле-корытце с гнутой спинкой и подлокотниками из красного дерева и неумело нажимает на клавиши старинного пианино. Рядом мальчик наблюдает за её руками и рассматривает невиданный доселе инструмент. Босой мальчишка помладше крутится перед высоким зеркалом-псише…

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что действие происходит в крестьянской избе. Скорее всего, роскошная мебель попала сюда из помещичьей усадьбы. Хозяева, бросив всё, уехали после Октябрьской революции и начала Гражданской войны. Крестьянам разрешили брать всё, что они захотят, и те, движимые алчностью, тащили всё подряд. Спрашивается, зачем им фортепиано, если никто на нём играть не умеет? А возле инструмента стоит скромный плетённый короб с вещами, тоже явно принесёнными из усадьбы. Можно рассмотреть дорогую фарфоровую посуду, серебрённые и золочённые подсвечники и даже бутылку вина… Словом, взрослые поживились на славу. Причём, явно не разбирались в том, что принесли в свою избу.

Но это один из вариантов истории картины. Лично мне куда приятнее иной…

Другая история

А вдруг Николай Петрович желал показать совсем иное, не разграбление помещичьей усадьбы? Лично мне кажется странным, что он взялся за такую тему практически сразу после Великой Октябрьской революции.

Но если он хотел изобразить жизнь вещей, которая меняется в зависимости от ситуации? Ещё вчера на этом пианино играла господская дочка, а теперь вот эта маленькая светловолосая крестьяночка. И как знать, вдруг стоящий рядом мальчик в будущем станет известным музыкантом или композитором…

Что же до предметов дворянского интерьера, то их можно назвать осколками прежней жизни, которая уже не повторится и которую собрать заново невозможно. Сами же дети представляют новый мир. Им нравятся предметы, которые теперь их окружают, но они им незнакомы. Так что художник своей кистью просто пытается передать переход из одного исторического этапа в другой…

Несколько слов о художнике

Русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский вышел из низов общества, стал знаменитым художником и академиком живописи. Он не смог принять Великую Октябрьскую революцию. Эти перемены лишили его всего, к чему он пришёл с таким трудом. И нивелировали  покровительство педагога народной школы Сергея Александровича Рачинского, который заметил талант Коли и помог его развить, оплатив обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Богданов-Бельский писал пейзажи, салонные портреты и сцены повседневной жизни народа. Однако излюбленной темой всё же стали крестьянские дети. Для художника они были олицетворением будущего России, в которое он верил.

Манера его творчества — реалистичная и импрессионистская. Среди самых известных работ живописца можно назвать «У дверей школы», «Устный счёт», «Новая сказка», «Виртуоз» и, конечно, «Дети за пианино».

дети за пианино
Н. Богданов-Бельский. Дети за пианино. 1918. ГТГ


Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Портрет Пирогова Репин закончил за четыре сеанса