Портрет Пирогова Репин закончил за четыре сеанса

портрет пирогова

Портрет Пирогова художник Илья Репин закончил всего за четыре сеанса. Он был счастлив возможности написать образ великого врача. Согласие стать моделью мастера Николай Пирогов дал при активном посредничестве Сергея Михайловича Третьякова.

Пирогов прибыл в Москву на празднование 50-летия своей врачебной практики. Сохранились сведения, что он позировал Репину в гостинице «Дрезден» 23, 24, 25 и 26 мая 1881 года. Результатом этой быстрой и утомительной как для художника, так и для врача работы стали превосходный портрет маслом и серия рисунков для будущего гипсового бюста.

О чём во время сеансов говорили эти два выдающихся человека, никто не знает. Однако очевидно, что они поняли друг друга.

Портрет Пирогова

На последнем прижизненном портрете Николай Иванович Пирогов изображён мудрым стариком с острым взглядом, который с прищуром взирает на мир. Спокойное серьёзное лицо выделяется интенсивным светом и фактурной лепкой, а сложенные на груди руки едва заметны на тёмном фоне. Ярким огоньком на груди горит пятно красного цвета, «зажжённое» ударом кисти, словно это бьётся сердце, отданное людям.

Философ, писатель и публицист Василий Розанов говорил, что Репин был непревзойдённым мастером и «великим „щупальщиком“ существа человеческого». Он смог передать характер Пирогова, раскрыть психологию врача-труженика, обладающего горячим темпераментом и острым умом.

Работая над портретом, художник не знал, что его модель тяжело больна и ей отпущено совсем немного дней жизни. Он видел перед собой лишь гения, который сумел поднять хирургическое мастерство на высочайшую ступень, сделав его почти искусством.

Этот портрет был приобретён у автора Павлом Третьяковым. Вариант-повторение находится в Государственном Русском музее. Ещё один вариант, написанный в 1883 году, можно увидеть в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

История бюста

Работа над бюстом врача продолжилась в июне 1881 года, когда художник жил в Хотькове. Вначале Репин хотел оставить портрет и бюст у себя, скорее всего не надеялся, что они будут проданы. Он так и написал критику Владимиру Стасову: «Кому нужен у нас портрет или бюст гениального человека?»

В итоге, гипсовый бюст хирурга Репин подарил Савве Мамонтову, а другие экземпляры находятся в различных музеях: в Третьяковской галерее, в Киевском музее русского искусства, в Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге, в Доме медицинских работников и в Музее-усадьбе «Пенаты».

С гипсовых оригиналов до 1950 года были отлиты три бронзовые копии. Одна находилась в Музее Н.И. Пирогова в Ленинграде, другая копия выставлена в Третьяковской галерее. Третья, выполненная с того же оригинала в институте Цветметзолота в начале 1948 года, находилась в одной из московских хирургических клиник. Затем в 1950 году этот бронзовый бюст с надписью: «Савве Ивановичу Мамонтову от автора Хотьково, июнь 1881 леп Репинъ» попал в Рязань. Скульптуру перевезли на бортовой полуторке из Института имени Склифосовского.

Николай Пирогов

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – прославленный русский врач, хирург и педагог. Основоположник военно-полевой хирургии, он впервые в боевых условиях применил анестезию (эфирный наркоз), гипсование при переломах и остеопластическую операцию.

Изобретения Пирогова спасли от смерти тысячи раненых. Авторитет Пирогова как выдающегося клинициста был настолько высок, что к его помощи обратились европейские хирурги для лечения Джузеппе Гарибальди, раненного в схватке при итальянском селении Аспромонте в 1862 году.

Во время Крымской войны благодаря усилиям «русского Гиппократа» в России появился институт сестёр милосердия. Научно-исследовательские открытия Пирогова как учёного повлияли на развитие мировой медицинской науки. В результате громадного труда Пирогов создал иллюстрированный четырёхтомный атлас топографической анатомии человека, который применяется и в наши дни.

портрет пирогова
Илья Репин. Портрет хирурга Н.И. Пирогова. 1881. ГТГ

При подготовке публикации использовались материалы с сайтов Русский след в мире, Описание картин, ГТГ.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Полотно «Лес в инее» Саврасов написал в самый тяжёлый период жизни