Творчество Перова в конце 1860-х годов стало остросоциальным

творчество перова
Василий Перов. Последний кабак у заставы. 1868 г.

Ряд изменений претерпело творчество художника Василия Перова в конце 1860-х годов. В этот период мастер отказывается от большого количества персонажей, гротеска, резких обличительных характеристик и пестроты колорита, он пошёл по пути драматизма. Сюжеты картин теперь он раскрывает через более сложные цветовые решения, которые, по его мнению, соответствуют психологическому настрою. Как пример рассмотрим картину «Последний кабак у заставы», написанную в 1868 году.

   Если сравнить ранние картины живописца с поздними, то разница очевидна. Первые годы его полотна были проникнуты «обличительным» настроением и скорее напоминали живописные карикатуры, сейчас же они наполнились человеческой драмой. Он стал писать остросоциальные сюжеты. Ученик Василия Перова Михаил Нестеров позже назовёт живописца «подлинным певцом скорби». И полотно «Последний кабак у заставы», которое можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, тому красноречивое подтверждение.

«Последний кабак у заставы»

  Картина «Последний кабак у заставы» написана в сумрачных тонах, только всполохи огня в окнах словно пытаются выбиться наружу и создают общее тревожное настроение. Церковь и кабак — места, где человек может согреться в зимнюю стужу, с той лишь разницей, что в первом случае, тепло становится душе, во втором, «вертепе разврата» как говорил сам Перов, — телу. 

  На холсте нарисован плотный снег, изрезанный полозьями саней возле кабака, и очерченная грязью дорога, пролегающая вдалеке от церкви. Понятно чему отдают предпочтение путники. Здесь посетители пропивают деньги, заработанные за день… И, видимо, своего загулявшего мужа или отца, кто знает, ждёт в санях съежившаяся, замёрзшая от долгого ожидания женщина.

  От картины веет холодом. Тёплые оттенки присутствуют только в изображении кабака и фрагмента в целом унылого неба. Тёмно-серые, чёрные и коричневые тона лишь усиливают ощущение безысходности и трагизма, потому что во всем пространстве нет ни одного просвета, как нет никакого просвета в судьбах людей.

 Полотно уже не обличает пороки и социальные язвы, а жёстко констатирует горькую правду о невозможности изменения жизни в родном отечестве. 

Ожидание

 Пространство картины создаёт трагический тон, печальными аккордами звучат тёмные тона, наложенные экспрессивными мазками, усиливая ощущение тоски и безысходности. В этом пустынном мрачном месте царит ледяной холод.

 На улице постепенно становится всё темнее и темнее, морозный ветер заносит сани снегом. А женщина всё ждёт своего супруга или отца, который пьёт в кабаке с друзьями. Именно этот кабак мы и можем увидеть с левой стороны картины. Тускло светятся его окна, из трубы валит густой дым, не предвещая ничего хорошего. 

 Все деньги, вырученные от поездки, будут спущены на выпивку. Если останутся какие-то копейки — это будет большая удача. Грустная и тоскливая картина демонстрирует всю трагическую обреченность русского крестьянства…

Василий Перов

 Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, где самостоятельно занимался рисованием, был отдан в художественную школу Александра Васильевича Ступина. Здесь юный художник, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и живописи с натуры.

 В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. А уже в 1856-м за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присуждённые ему Академией: большая серебряная медаль за картину «Приезд станового на следствие» в 1858 году, в 1860-м — малая золотая медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведённый в первый чин», в 1861 году — большая золотая медаль за «Проповедь в селе».

  Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того «Сцена на могиле» и «Чаепитие в Мытищах», выставленные в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику. Критики стали называть художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником Павла Федотова, не менее его наделённым тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид её тёмные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор «Сватовства майора». Впрочем, творчество Перова и без этих полотен оставило бы заметный след в русском искусстве.

творчество перова

Наталья Швец

Предыдущая публикация цикла «Сто шедевров живописи»: Терракотовый барельеф украсил Третьяковку