Серия портретов из цикла «Смолянки» представлена в Историческом музее

смолянки

Серия портретов из цикла «Смолянки» известного отечественного художника второй половины XVIII века — Дмитрия Григорьевича Левицкого представлена в Государственном Историческом музее. Данный совместный проект сделан с Русским музеем  ипродолжает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея.

Помимо портретов экспозиция дополнена рядом произведений: портретами основателей Смольного института — Екатерины Великой и Ивана Бецкого, предметами прикладного искусства и историческими фотографиями. Всего на выставке представлено более 90 предметов из собрания Русского музея.

Серия портретов «Смолянки» никогда полностью не покидала постоянную экспозицию Русского музея, лишь иногда отдельные полотна передавали на временные выставки. В Историческом музее все семь портретов воспитанниц Смольного института впервые экспонируются в полном составе вне стен Русского музея.

Открывают выставку портреты Екатерины II, Ивана Бецкого и Дмитрия Левицкого, демонстрируя главную тему экспозиции — связь Смольного института, Смольного монастыря и Императорского двора в век Просвещения. Портретная серия рассматривается на выставке и как «визитная карточка» выдающегося детища просветительской политики Екатерины Великой, воплощенного в жизнь Иваном Бецким — Императорского Воспитательного Общества благородных девиц (Смольный институт), учрежденного в 1764 г. при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. Смольный институт — первое в своем роде образцовое воспитательно-образовательное учреждения, созданное в духе идей Просвещения, заложившее основу женского образования в России.

Центром экспозиции является серия «Смолянки» Дмитрия Левицкого. Портреты отличают живописные новации и многообразие композиционных и образных решений. В каждом изображении художник демонстрирует достоинства и ценность человеческой личности, широту её творческих возможностей, богатство духовного и красоту материального мира. Портретная серия «Смолянок» стала высоким достижением отечественной живописной школы, полноправно вошедшей во второй половине XVIII века в круг европейских национальных художественных школ.

Другой раздел выставки посвящен Смольному монастырю, где находился Институт благородных девиц с 1764 по 1806 год. Величественный архитектурный образ монастыря, который был возведён в середине XVIII века Б. Ф. Растрелли, представлен в листах графики первой половины XIX века. Дополняет представление о монастыре комплекс, состоящий из царских врат и фрагментов иконостаса Екатерининской церкви монастыря, служившей домовым храмом Смольного института.

Ксения Чупкина

Фото: архив ГИМ

Публикация по теме: Выставка «Князь Дмитрий Пожарский. История и легенда»