Уникальная коллекция бисерных произведений, а также других предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства первой половины XIX в. с цветочными и растительными мотивами и их символикой, впервые представлена в Государственном историческом музее. На выставке демонстрируется около 100 экспонатов, интересных своей историей.
Несмотря на относительную хронологическую близость и обилие документальных и иных свидетельств, культура первой половины XIX века остается малоизученной. Одним из наиболее интересных и сложных моментов этой культуры является символика цветов, базировавшаяся на отблесках барочной эмблематики, ампирных образах, а также на проникшей в конце XVIII века моде на восточный селам (язык цветов). Отголоски цветочного символизма существуют и поныне. Так, красная роза считается знаком любви, лилия – чистоты и непорочности. Однако богатство этого культурного феномена во многом остается скрытым. Экспозиция призвана продемонстрировать его многообразие современному зрителю.
В первом зале выставки можно увидеть индивидуальный опыт обращения к флоральным мотивам, который будет представлен личными вещами императрицы Александры Федоровны. Это рукописный Blumensprache (язык цветов), которым она пользовалась, дневники с цветочными зарисовками, гербарий, письма императрицы к отцу и листы из альбома «Описание праздника «Волшебство Белой Розы», который был посвящен торжеству по случаю дня рождения Александры Федоровны в Потсдаме в 1829 году. В этой части экспозиции также представлены журналы и пособия, которые показывают популярность такого явления, как язык цветов.
В зале демонстрируется видео, материалом для которого послужили стихотворения и поэмы Жака Делиля, Жуковского, Пушкина, Карамзина в которых, безусловно, нашел отражение язык цветов и цветочная символика.
Второй зал организован по принципу усложнения композиций предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства и состоит из нескольких разделов.
Первый раздел раскрывает значение отдельных растений, цветов и использование этих смыслов в декоративно-прикладном искусстве. Здесь расположены предметы с сольными мотивами и сопровождающими их пояснениями: розы, символа любви; колоса, связанного с модой на образ античной богини Цереры; незабудок, фиалок, смыслы которых были глубоко вплетены в культуру дворянского альбома; дуба, обладавшего маскулинным подтекстом и пр.
Второй раздел демонстрирует предметы с цветочными композициями в оформлении и раскрывает образ и смысл гирлянды, букета, венка как символов благопожелания. Здесь же представлены акрограммы – зашифрованные цветочные послания в венках и букетах.
Ксения Чупкина
Фото: сайт ГИМ