«Летняя коллекция» представлена в Московском музее современного искусства

летняя коллекция
Фото: сайт Московского музея современного искусства

Десятая по счёту тематическая экспозиция «Летняя коллекция» представлена в Московском музее современного искусства. Для выставки отобраны работы четырнадцати российских художников разных поколений, поступившие в фонды за последние несколько лет.

Прежде всего, это масштабные инсталляции, такие как «Речь (Разговор с дождем)» Александра Пономарева, установленная во дворе музея, «Живой уголок» Владислава Ефимова, «Канат» Таус Махачевой или «Рингтон» Анны Ротаенко, и авторские серии, среди которых «Механическое рисование» Игоря Шелковского и «Dance» Сергея Сапожникова.

Созданные в период с конца 2000-х по 2020 год — который сейчас уже воспринимается с исторической дистанции, — все работы впервые были показаны в составе различных выставок не только в Москве (в том числе, персональных, проходивших в MMOMA), но также в Венеции, Петербурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке и других городах. Теперь же, став частью музейной коллекции, они «обживают» незнакомое пространство в здании на Петровке. Каждый из проектов «реконструируется» в диалоге с автором, свободно размещаясь в отдельном зале — собственной экспозиционной зоне комфорта — по монографическому принципу.

Название выставки, намеренно простое и немного легкомысленное, отсылает к образам, настроениям и ощущениям, которые по обыкновению связывают с летним сезоном — сколь ожидаемым, столь и непродолжительным в наших краях. Оно иронично обыгрывает брендовые клише глобальной потребительской утопии и одновременно подразумевает весь спектр состояний, действительно охватывающих человека летом: от эйфории и беззаботного наслаждения жизнью до специфической меланхолии, той самой «летней грусти», которую воспела в своих калифорнийских альбомах Лана Дель Рей.

Выставка «Летняя коллекция» — это пёстрая вереница художественных проектов, выполненных в самых разных медиа и формально совершенно независимых друг от друга. Их авторы, каждый по-своему осмысляя изменчивую современность — реальность, в которой сегодня радикально сдвигаются границы природного и культурного, социального и личного, биологического и политического, человеческого и техногенного, — говорят о том, что интересно и важно для них. 

Каждый проект на выставке сопровождает информация о провенансе и музейном учете, которая представляет результаты фондовой работы, а также авторский комментарий художника — рассказ о самом произведении, его смысловой интриге и особенностях экспонирования. Записанные специально для выставки Юлией Овчинниковой, эти исследовательские материалы пополнят Медиатеку Образовательного центра MMOMA.

Ксения Чупкина

Публикация по теме: Выставка «Время перемен. Покровский собор в 1920–1930-е годы»