Шахтёры недоверчиво отнеслись к художнику

Шахтёры недоверчиво отнеслись к художнику Касаткину и подозревали в нём царского сыщика

ШахтёрыШахтёры сначала недоверчиво отнеслись к художнику Николаю Касаткину. Они откровенно недоумевали — что делает в шахте этот человек и почему постоянно рисует? К тому же, кто-то постоянно распускал слухи, что Касаткин является  тайным царским сыщиком. Они  планировали подстроить несчастный случай  и сбросить художника в шахту. Однако вскоре разобрались во всём, нашли общий язык, сдружились и даже фотографировались вместе.

    Ещё в раннем детстве Николай Касаткин близко познакомился с бытом трудового народа и проникся к нему глубоким уважением. Но особый интерес у него вызывала жизнь шахтёров.

    В 1892 году художник впервые посетил Донецкий угольный бассейн и в течении семи лет приезжал сюда снова и снова. Тяжелый труд шахтёров, нищенские условия жизни их семей, примитивные шахты, убогие хибары нашли отображение на таких его полотнах, как «Шахтер-тягольщик», «Углекопы. Смена», «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и многих других.

Женщины-труженицы

    Особенно хорошо художнику удавались образы русских женщин. И если поначалу это были согнутые от труда женщины-труженицы, какими он их запечатлел на полотнах «Печальная», «Сострадательная», то потом они сменяются яркими образами. Это «Пряха», «Ткачиха», «Бедовая». И, конечно, лучшая из этих работ, «Шахтёрка», написанная в 1904 году. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.

    Вернее, правильнее будет сказать, это этюд небольшого формата, написанный с натуры. В центре полотна находится фигура уверенной в себе молодой девушки, которой приходится работать наравне с мужчинам. При этом, художник сумел передать её обаяние, задор, чистоту, благородство и теплоту.

В серых тонах

   Во всём её облике видна уверенность в себе. Она непринужденно держит конец перекинутой через шею косынки и смотрит несколько насмешливо. Подобного качества характера пока ещё нет на картинах его коллег по художественному цеху, которые так же изображали рабочих.

  Одета шахтёрка в серенькую плохонькую потрепанную кофточку и светлую вылинявшую юбку, чуть виднеющуюся из-под тёемного рабочего фартука. Однако бедность рабочего наряда почти не замечаешь. Картина выполнена в серых тонах, что типично для шахтных мест. Однако Касаткин собрал на полотне самые различные оттенки — от легких жемчужных до тяжёлых дымчатых. Вероятно поэтому она не выглядит унылой, скорее наоборот  — яркой и праздничной.

Многие темы пришли из детства

    Николая Касаткина, последнего художника-передвижника и первого художника советской России современники называли «Некрасовым русской живописи». Свой художественный дар Николай унаследовал от отца, известного гравёра Алексея Касаткина. Первые впечатления от жизни он получил на Грачёвке в Москве. Там жили простые рабочие люди.  Бабушка много рассказывала мальчику о тяжёлой жизни крепостных. Она знала о ней не понаслышке, сама была бывшей крепостной.

     Именно из детства впоследствии он будет брать темы  для своих работ, при этом следует отметить, что все они выражали протест против несправедливости, обличали и призывали к борьбе.

Учился у мэтров

  В четыр­надцать лет Николай поступил в Мо­сковское училище живописи, ваяния и зодчества, и учился у таких известных мэтров как Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. За дипломную работу «Нищие на церковной паперти» на выпускном экзамене в 1883 году был удостоен высшей награды учебного заведения — большой серебряной медали и звания высококлассного художника.

   Но продолжить образование в Академии художеств из-за болезни отца и финансовых проблем Касаткину не удалось. К великому огорчению Касаткин на несколько лет забросил занятия живопись и зарабатывал тем, что занимался оформлением лубочных изделий.

   Его первая картина, которую он написал после окончания училища, называлась  «Перекупка». Она появилась только в 1889 году и была принята на выставку передвижников. В 1891 году художник выставляет три работы, одну из которых «Соперницы»  приобретает сам Третьяков. Благодаря продаже картины молодой художник может начать серьёзно заняться живописью и уже не заботиться о деньгах.

Дружба с Львом Толстым

  В 1891 году Николай Алексеевич  вступает в ряды Товарищества художников-передвижников и остаётся в нём вплоть до его распада, который случится в 1923 году…  Касаткин пишет преимущественно жанровые картины, на которых показывает тяжёлые стороны жизни: «Осиротели», «Тяжело», «Перед отправкой в воспитательный дом».

     Произведения художника охотно берут экспонировать на передвижных выставках. Надо сказать, что выставок ждали с нетерпением, ведь они были событием прежде всего в общественной жизни страны, к тому же «передвигались» из города в город по всей стране. Благодаря им неграмотные и простые люди смогли увидеть на картинах передвижников жизнь таких же как они трудящихся.

    Большое влияние на мировоззрение Касаткина оказала его дружба с писателем Толстым. Он много переписывался с Львом Николаевичем и часто бывал в Ясной Поляне. Общаясь с великим писателем Касаткин пришёл к убеждению, что творчество должно подчиняться высокой идее и больше никогда не отступал от этого принципа. Теперь его творчество посвящено заводским рабочим. В 1903 году по предложению Репина Касаткина избирают действительным членом Академии художеств и он становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Последний знаменосец

    После революции в стране наступает новая, многим непонятная жизнь. Одни коллеги по цеху эмигрировали за границу. Другие просто не смогли найти своего места и тихо умирали в нищете, пытаясь утопить свою боль в алкоголе. Третьи же напротив, развернулись и поднялись на гребень славы. В их числе оказался Николай Касаткин, «последний знаменосец передвижничества, ставший творцом новой истории искусства России». В его картинах, словно на фотографиях, отразилась история жизни простого русского населения, на долю которого выпала Первая мировая война и несколько революций.

  В первые годы революции художник пишет панно для праздничного оформления в Москве, делает портреты рабочих, ряд полотен на историко-революционные темы. Затем создаёт много картин, посвященных советской молодёжи (например, «За учёбу», «Пионерка с книгами»).

Командировка не задалась

    В 1924 году по направлению ЦК он был командирован за границу в качестве художника- корреспондента, чтобы запечатлеть жизнь пролетариата в Англии, его борьбу за свои права. Однако, эта поездка успеха не имела. «Некрасов русской живописи не стал Горьким советской живописи», писали в газетах. Словом, художник вернулся обратно в Советскую Россию,  где вновь начал писать картины, участвовать в общественной работе.

    В 1930 году Николай Касаткин неожиданно умер прямо на рабочем месте, представляя в Музее революции свое полотно «Сигида» («Карийская трагедия»). На его похоронах много говорили о том, что он сделал. Все выступающие были единодушны — самая большая заслуга Касаткина заключается в том, что он одним из первых показал жизнь рабочего в царской России и особенно жизнь Донбасса. Похоронен в Москве.

Наталья Швец
Репродукция картины Николая Касаткина «Шахтёрка»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Идея картины «Похищение Европы» у Валентина Серова родилась во время поездки в Грецию»