«Три сестры в парке» — лиричные женские образы в творчестве Мясоедова

три сестры
Григорй Мясоедов. «Три сестры в парке». 1888 г.

Прекрасные женские образы написал Григорий Мясоедов на картине «Три сестры в парке», которую можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Полотно появилось в сложный период жизни художника, когда от него отвернулись коллеги и не всё ладно складывалось в семье, что сказалось на творчестве. Однако искусствоведы по праву считают эту работу одной из удач художника.

 Яркий передвижник, представитель реализма Григорий Григорьевич Мясоедов, известен многим ещё и как модель, послужившая Илье Репину для образа царя в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 

 Часто его вспоминают как автора картин «Земство обедает», «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», «Смотрины невесты»… Список можно продолжить. Кроме того, много своих работ он посвятил изображению крестьянского быта, их тяжкой доли и бесправного положения в обществе.

 Однако к концу XIX-го столетия Мясоедов начинает писать лиричные, живые и нежные пейзажи, а потом и вовсе перейдёт на женские образы. Их, правда, немного в его творчестве, но все они прекрасны.

Три сестры

 Одной из наиболее впечатляющих работ Мясоедова считается портрет трёх сестёр, которые отдыхают в парке. Картина проста и выразительна одновременно, хотя и нет в ней активного действия или завлекательного сюжета.

 Три девушки, по всей видимости, нагулявшись по зелёному и цветущему парку, присели отдохнуть на скамейку. Они похожи между собой не только родственными чертами, но и юностью и беззаботностью.

   Живописец сумел очень удачно и точно показать характер каждой. Судя по всему, две девушки, которые читают книжку, романтичны и влюблены в поэзию. Иначе как объяснить тот факт, что они, едва присев отдохнуть после долгой прогулки, тут же увлечённо погрузились в чтение. Можно предположить, что с собой они захватили сборник лирических стихов или сентиментальный роман…

 А вот третья девушка, отсев на край скамьи, пусть и выглядит несколько отрешённой и задумчивой, всё-таки кажется более живой и деятельной по характеру. Посмотрите, как она кокетливо покусывает кисточку винограда, которую, возможно, сорвала на прогулке.

 Вроде бы природа выписана реалистично, и в то же время также потрясающе романтизировано. Гладкий пруд, зелёные листья, цветы… Блики солнечных лучей мягко скользят по стволам деревьев, по светлым платьям и милым молодым женским лицам. Колористика сдержанная, основная гамма — зелёно-коричневая, без явных доминант. Лишь в нескольких местах даны вкрапления красного, и то приглушённого, с примесью других цветов…

Начало

  Григорий Григорьевич Мясоедов родился в апреле 1834 году в семье обедневшего дворянина в селе Паньково Тульской губернии. Семья жила небогато и их быт мало чем отличался от крестьянского. Отец не дал сыну благословения быть художником, однако это не помешало юноше оставить Орловскую гимназию и поступить в Академию художеств.

 «Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…».

Идея создания союза художников

 В 1861 году к молодому художнику пришёл первый успех — он получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Эта награда дала ему право на зарубежный пенсион за государственный счёт, где он находился до 1869 года.

 Но всё это время Мясоедов с завидной постоянностью приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там ему и пришла идея создать сообщество прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное мировоззрение живописца.

  В результате 2 ноября 1870 года в Министерство внутренних дел был подан проект «Товарищества передвижных выставок». Общество было зарегистрировано и Григорий Мясоедов сорок лет входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. А уже на второй выставке передвижников он представил одну из самых своих значительных работ — «Земство обедает», которую тут же приобрёл Павел Третьяков.

Раскол в обществе

 Григорий Григорьевич упрямо считал, что картинам в духе импрессионизма нет места на выставках передвижников. Эта его столь категоричная позиция привела к расколу в объединении. Главный оппонент Илья Репин потребовал роспуска совета правления передвижников по причине его излишнего ретроградства и неспособности отвечать потребностям объединения. Мясоедову это очень не понравилось. Результат противостояния оказался печальным — все члены правления демонстративно покинули совет, предоставив ему право главенствовать в одиночестве.

 В 1876 году, не выдержав такого удара, художник оставил Товарищество. С этого времени искусствоведы отмечают начало спада в его творчестве. Художник пишет пейзажи, пробует работать в графической технике, создавать театральные декорации и эскизы к спектаклям. Но фактически для него это время отверженности.

 «Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоём с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, — высказывался Мясоедов. — Здравствуй, мое одиночество, пойдём со мной в гости, мое одиночество». Картина «Три сестры в парке» была написана как раз в этот сложный период жизни художника.

Сложный характер

 Григорий Мясоедов отличался вздорным и неукротимым характером. Окружающие побаивались его непредсказуемых поступков, особенно во время частых вспышек гнева. Отсюда были и все его семейные проблемы.  

 На пятом десятке он бросил свою жену-пианистку и сошёлся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила ему сына Ивана. Но против ожидания отец вместо того, чтобы радоваться столь знаменательному событию, повёл себя необычно.

 Он посчитал ребёнка нагулянным, объявил приёмышем, запретил Ксении проявлять материнские чувства и говорил мальчику, что его мать — вовсе не мать, а всего лишь кормилица…  Когда малыш чуть подрос, отец отдал его на воспитание в большую семью пейзажиста Александра Киселёва, где мальчик жил до семи лет. По воспоминаниям его ровесника Николая Киселёва, маленький Ваня был сложным ребёнком: постоянно закатывал скандалы, бился в истериках, не слушался старших.

Признание сына

  Однажды ребёнок и вовсе вытворил невероятное. В доме Киселёвых был организован званый ужин, на который собрались виднейшие передвижники. Неожиданно для всех мальчик демонстративно высморкался в сюртук художника Николая Маковского, чем очень сконфузил всё высокое собрание. В восторге остался только отец, который радостно закричал: это мой сын!

 После этого Мясоедов забрал Ивана в своё полтавское имение Павленки и занялся его воспитанием. Но отношения у них так и не наладились. Более того, когда сын узнал тайну своего происхождения он и вовсе возненавидел отца…

 Умер Григорий Мясоедов 18 декабря 1911 года в своём имении Павленки и был похоронен в саду усадьбы.

Вместо поскриптума

 Из Вани Мясоедова получился очень неплохой художник. Оно и понятно — его первым учителем был родной отец. Одна из работ — рисунок с натуры «Г.Г. Мясоедов в предсмертной агонии»  заставляет вздрогнуть, настолько она реалистична. Надо обладать незаурядной выдержкой, чтобы рисовать в такой час… Но когда узнаёшь трагедию этой семьи, всё становится на свои места… 

три сестры
Григорй Мясоедов. «Три сестры в парке». 1888 г.

Наталья Швец

Публикация по теме: «Бабушкины сказки» Василия Максимова