«Прощание славянки». Творчество Константина Васильева вызывает много споров

прощание славянки
Автопортрет художника Константина Васильева.

Творчество художника Константина Васильева по сей день вызывает множество споров. Одни сомневаются в его художественном таланте, другие восторженно отзываются о всех работах. В любом случае полотна мастера ценят коллекционеры и многие искусствоведы, а «Прощание славянки» можно видеть в Третьяковской галерее.

    Космонавт Алексей Леонов, который, как известно, сам рисовал и разбирался в живописи, так писал об этом художнике: «Несомненно, всё это — проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на земле… Приходится горько сожалеть о трагической судьбе художника и радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося художника, свой вклад в культуру человечества».

  Константин Алексеевич Васильев родился в 1942 году в городе Майкопе. Перед войной его отец работал главным инженером одного из заводов, в оккупации стал активным участником партизанского движения. Именно поэтому его жену Клавдию Пармёновну, кстати, она находилась в родстве с известным художником Иваном Шишкиным, вместе с маленьким Костей держали в гестапо. И если бы не скорое наступление советских войск, вполне возможно мы никогда не узнали бы такого художника — Константин Васильев…

Жизнь в Казани

  В 1949 году отца направили налаживать производство на Васильевский стекольный завод, что в посёлке Васильево под Казанью. Вместе с ним поехала и вся семья — жена и трое детей, будущий художник и две его сестры.

  Воспитанием детей занималась мать, которая собрала дома хорошую библиотеку. С неё и началось знакомство детей с шедеврами мировой культуры и искусства. К слову, о своём сыне женщина всегда говорила с нескрываемой гордостью: родился с карандашом в руке.

  Константин рано начал рисовать, а когда ему исполнилось одиннадцать лет стал участником конкурса по итогам которого был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.

Дипломная работа

  В 1957 году Васильев продолжил учёбу в Казанском художественном училище. Его дипломной работой, за которую получил оценку  «отлично», стали эскизы к пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка». В них ему удалось объединить историческую достоверность, условность, присущую эскизам, и лаконизм выразительных средств.

 Васильев получил специальность театрального декоратора. Поначалу он находился под влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма, а потом, случилось это в конце 1960-х, вдруг резко отказывался от формалистических поисков и начинал работать в реалистической манере.

Народное искусство в творчестве художника

  Однако постепенно молодой художник обращается к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии» и создаёт произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне. В этом списке значатся «Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине».

   Например, в 1971 году Васильев создаёт полотно «Валькирия над сражённым воином». В древних скандинавских легендах валькириями называли дев, способных приносить воинам победу в сражениях. После окончания битвы валькирии уносили самых храбрых воинов, погибших на поле боя, в Валгаллу — страну богов и героев.

  Молодой художник изобразил на картине именно этот момент: убитого воина, лежащего на поле. Рядом с ним доспехи: шлем, щит и меч. Над телом воина на фоне мрачного неба рядом с белой лошадью возвышается грозная валькирия в воинской амуниции.

    Затем будут иллюстрации к поэме «Слово о полку Игореве» («Плач Ярославны») и к песне «Горят, горят пожары» (картина носит то же название). Следующей его работой стала картина на мотив одной из русских былин — «Бой Добрыни со Змеем».

Тема Великой Отечественной войны

  Параллельно Константин Васильев интересовался реальными историческими событиями, он написал полотно «Нашествие» о наступлении гитлеровских орд на родную землю, картины «Маршал Советского Союза Г.К. Жуков» и «Прощание славянки», которую можно увидеть в Третьяковской галерее.

   Для всех эта работа стала иллюстрацией к одноименному военному маршу, написанному в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны.

   Однако первым, что видишь на полотне, становится фигура солдата в таком стремительном движении к священной защите, что кажется: за ним не отряд воинов, а весь народ. Справа на картине — фигура женщины в синем одеянии с развевающимися по ветру волосами. Одной рукой она придерживает платок, другой крепко прижимает к себе девочку, по всей видимости, дочку. Она смотрит куда-то поверх дорогого ей человека, далеко вперёд, и словно шепчет молитвы.

 Художник сумел настолько убедительно передать душевное состояние людей, что всем, кто видит полотно, невольно кажется: с картины доносятся звуки военного марша…

   Константин Васильев был очень требовательным человеком и ему хотелось как-то усилить свою работу. С этой целью он положил картину в воду на отмочку, а написать новый вариант не успел. Когда картина была извлечена, холст серьёзно пострадал. Но даже в таком виде «Прощание славянки» производит очень сильное впечатление.

Вместо эпилога

  К сожалению, Константин Васильев прожил недолгую жизнь, судьба отмерила ему всего 34 года. 29 октября 1976 года его вместе с другом на железнодорожном переезде сбил проходящий поезд. К этим годам художник успел  расписать церковь и создать более 400 картин.

Творчество художника

прощание славянки
«Прощание славянки», К. Васильев, 1975 г.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —