Храм Спаса Нерукотворного в Новогирееве

Храм Спаса Нерукотворного в Новогирееве

Храм Спаса Нерукотворного в Новогирееве в этом году отмечает 300-летие

Храм Спаса Нерукотворного в Новогирееве

В 1717 году князь Иван Алексеевич Голицын бил челом царю Петру Великому, прося его разрешить возвести новую церковь. «Вотчина у меня, — писал князь, — в Московском Уезде в Васильцовом стану, сельцо Гиреево, Губино тож, и в прошлом 1714 году по благословению Преосвящённого Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, а по моему челобитью велено в сельце Гирееве построить вновь каменную церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, а у тоя церкви попу с причётники земли и сенных покосов не справлено и чтоб указом повелено было к той новопостроенной церкви попу с причётники на прокормление земли и сенных покосов справить, и о том послать в Патриарший приказ память».

  Несмотря на свой указ, где запрещалось строительство каменных зданий, где-либо, кроме Санкт-Петербурга, Пётр I разрешение дал. Строительство храма, который выглядит довольно аскетично, было начато в 1714. Через четыре года митрополит Стефан Яворский совершил его освящение.

    В июне 1718 года церковный причт, о котором хлопотал Голицын, был обложен государственной данью: «С дворов: с попова, с дьячкова, просвирницына, да с приходских…- с пашни 10 чети, да сенных покосов с 10 копен дани заезда и десятильнича доходу по указанной статье 24 алтына 4 деньги, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1718 года. И июля в 10 день те деньги платил человек его (Голицына) Макар Башкиров».

Усадебный храм князей Голицыных

   Храм Спаса Нерукотворного становится усадебным храмом князей Голицыных. Об этом свидетельствует княжеское ложе, в котором молились сами князья отдельно от своих крепостных. Имеются надгробные плиты, в которых говорится, что именно здесь были захоронены дети князей — двухлетняя Татиана и годовалый Николай.

  Первым священником в храме стал иерей Тимофей Авакумов. Отец Тимофей прослужил здесь 25 лет, и из уважения к этому священнослужителю князья Голицыны позволили похоронить его при храме. Во время проведения земляных работ в 2000 году надгробья были найдены и бережно восстановлены.

   С 1809 года храм становится приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского, что в версте от Гиреева. Четыре раза в год в нём обязательно служил один из ивановских священников. За это ему платили 150 рублей ассигнациями от помещиков — владельцев Гиреева, пользовавшихся церковной землёй площадью в 33 десятины.

Новая жизнь храма

   В середине XVIII века имение было продано и после этого часто меняло владельцев. В это время храм Спаса Нерукотворного Образа в Перове приходит в запустение и превращается в простую часовню. Однако постоянно меняющиеся владельцы села все же стараются поддерживать в должном состоянии само церковное здание. В 40-е годы XIX века тесовую крышу заменяют на железную. А вот внутреннему убранству внимание не оказывается. В «Клировых ведомостях» того времени можно прочитать: «Утварью церковь недостаточна. Книги все ветхи и многих нет, на престоле одежда ветха, иконостас также ветх…». Новая жизнь храма началась в 1872 году, когда имение приобрел купец первой гильдии Торлецкий.

      В конце XIX – начале XX века на востоке Москвы начинается промышленное строительство. Многие заводы и фабрики возводятся при активном участии иностранного капитала и специалистов. Для большинства из них серьезной проблемой становилось отсутствие цивилизованных условий проживания поблизости от места работы.

    Тогдашнему хозяину Гиреева, человеку энергичному и деятельному, Ивану Александровичу Торлецкому приходит идея построить на принадлежащих ему землях жилой посёлок с современными бытовыми условиями. Он довольно активно приступает к воплощению своих планов.

Из истории Новогирева

    В петровском пассаже Торлецкий открывает контору, где можно было купить участок на свод леса и строительство дома в рассрочку. Желающих обзавестись землей предостаточно. С этого времени Гиреево стало Новогиреевым. А вот место, где стоит храм и располагается усадьба Торлецких, называют Старым Гиреевым или просто — «Гиреево».

   Следует сказать, что Новогиреево был первый распланированный и благоустроенный посёлок под Москвой. Торлецкий довольно много бывал заграницей и решил построить посёлок по примеру тех, что видел в Германии.

   Его территория была архитектурно распланирована, налажено уличное освещение, построена водонапорная башня с электрическими часами, насосная и электрическая станции. Рядом с водокачкой по 6-му проспекту находилось пожарное депо. При пожаре оттуда выезжала линейка с бочками воды и пожарной командой. В начале XX века была специально сооружена платформа «Новогиреево» Московско-Нижегородской железной дороги в 20 минутах езды поезда от Москвы. Станция находилась у 5-го проспекта (Гиреевский проспект).

    Одной из главных достопримечательностей поселка стала конная железная дорога, проложенная от платформы к центру поселка, — уникальное явление для дачных поселений того времени. От железнодорожной станции можно было проехать на конке по Гиреевскому (5 проспекту), Баронскому (Союзному проспекту).

Прихожане обратились к митрополиту

    Поселок рос, число жителей в нём увеличивалось с каждым годом. К 1911 году в Новом Гирееве половина участков из 600 была уже заселена. Постепенно заселялись 1000 участков в смежном Старом Гирееве. Только число православных (не считая немцев-протестантов), достигало порядка 3000 человек.

    Вполне понятно, что единственный в поселке небольшой храм не мог полностью отвечать духовным потребностям многочисленных жителей. Ведь богослужения в нем совершались только в период от дня Святой Пасхи и до праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому жители Новогиреева подали прошение Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), в котором просили его архипастырского благословения на сбор пожертвований для строительства нового храма в поселке.

    «Мы вынуждены, — писали жители, — особенно в зимнее время, посещать Кусковскую домовую графа Шереметева церковь, всегда переполненную жителями, или выезжать в Москву, что… лишает детей возможности часто бывать на богослужениях…». Их поддержал и местный благочинный, который объяснил Владыке почему в зимнее время нельзя совершать положенные церковные службы. Причина более чем проста — в храме не было отопления и зимних рам.

Разрешение от ивановцев и самого Торлецкого было получено

    Вскоре пришел ответ. Московская Духовная Консистория рекомендовала отремонтировать уже существующий Спасский храм. Правда, имелось условие. Предварительно следовало спросить причт и прихожан Ивановской церкви, согласны ли они чтобы их приписной храм стал самостоятельным. Ивановцы возражать не стали. Более того, даже выразили «удовольствие, что находятся добрые люди, которые принимают живое участие в благолепии храма».

   Подобная просьба была направлена и владельцу имения Ивану Торлецкому. На что он написал:

    «На запрос Московской Духовной Консистории от 15 сентября 1911 года долг имею ответить, унаследовав от своих предков, деда и отца, Старое Гиреево вместе с храмом во имя Спаса Нерукотворенного Образа, я, по примеру своих предков, дозволил свободно пользоваться храмом всем желающим молиться и не стеснял в этом никого. Зимою же служба в храме не совершалась, так как ни я, ни предки мои не жили по зимам в имении. В последнее время жители поселка обратились ко мне с просьбою дозволить им открыть богослужения в храме и зимой, предлагая при этом сделать на свой счет поправки в храме… Я дал им согласие только с тем условием, что храм останется в полном моем распоряжении, так как он находится на моей земле и при нем имеются могилы моих предков, где и я сам, если Богу будет угодно, желаю лечь…»

    Таким образом, жители Гиреева получили разрешение на пользование храмом круглый год, но без права обращать его «в собственный приходской».

Храм был восстановлен на пожерствования

    Собравшиеся на сход жители Старого и Нового Гиреева постановили осуществить сбор на ремонт церковного здания. В 1912 году на собранные пожертвования храм был отремонтирован.

    К западной части пристроили теплый каменный притвор, обновили систему печного отопления, заменили все ветхие зимние рамы и утеплили двери. Была заново покрашена крыша, а ход на звонницу покрыли шатром.

    Внутри также произошли некоторые изменения. Например, княжескую ложу, выступающую на западной стене центральной части храма, превратили в хоры и украсили кованой решеткой.

    Примерно около 1919 года над вновь созданным каменным притвором была построена деревянная колокольня. В описании храма, относящемся к 20-м годам, сообщается, что «иконостас сохранился барочный, хотя и бедный. Верхних ярусов нет…»

    По воспоминаниям старых жителей Новогиреева, звонарь гиреевской церкви был слеп, но звон его признавался самым красивым в округе.

В мае 1922 из храма изъяли все ценности

   Вскоре для всей Русской Православной Церкви наступили тяжелые годы. В мае 1922 года согласно декрету «Об изъятии церковных ценностей» в ходе проводившейся повсеместно большевиками кампании по изъятию церковных ценностей в гиреевский Спасский храм прибыла уездная комиссия и конфисковала приобретенное на народные деньги церковное имущество.

    В архивах сохранился «Протокол Московской уездной комиссии об изъятии ценностей из церкви села Старого Гиреева Ухтомской волости.

   «1922 года 2 мая на основании постановления ВЦИК от 23 февраля с. г. и согласно мандата за № 1725 от 22 апреля председателем уездной комиссии Вас. Андр. Рваненковым и председателем ячейки Перовской организации Ив. Ив. Власовым, председателем Гр. Совета Мих. Петр. Чебоксаровым, в присутствии представителей общины верующих, членов церковного совета: за настоятеля храма прот. Григ. Петр. Лапшина, Ник. Алекс. Зворыкина, диак. И. Ив. Смирнова, Вас. Пав. Коклина изъяты в Госхран… ценности согласно… описи при сём прилагаемой». Большевики конфисковали все небогатое имущество храма — блюдечко, лампадку, дарохранительницу, обложки Евангелий и ризы — весом в 13 фунтов и 32 злотника (чуть более 6 кг)».

Иконы вместо мишеней

   20 апреля 1941 года храм и вовсе был закрыт. На территории устроили снайперскую школу «Выстрел». Красноармейцы заложили кирпичом все двери, оставив свободным только западный вход, разобрали деревянную колокольню, колокола исчезли. Крест с купола храма сняли в 1943 году при помощи двух бронемашин. Его выломали из шатра, но он не сразу упал вниз и долгое время висел на крыше храма. Иконы служили мишенями для снайперов. Престол перенесли в соседнее Ивановское.

   В 1949 году здание церкви передали военной школе собаководства.

Маршал сразу подписал обращение

    Храм Спаса Неруктворного в Новогиреево был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году по личному приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова. Долгое время документам не давали ход. Наконец, на одном из заседаний съезда народных депутатов в 1989 году к маршалу Язову с просьбой о возвращении храма Русской Православной Церкви подошел депутат Перовского района Андрей Себенцов. После подписи министра храм вернули верующим.

    Семнадцатого ноября 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Дасаев. 9 мая 1991 года на куполе храма был воздвигнут крест. Восемнадцатого мая 1991 года, когда Церковь отмечает память святой великомученицы Ирины, была совершена первая со времени его закрытия Божественная литургия. Интересное совпадение — именно в тот же майский день 1991 года, когда в храме шла первая служба, хоронили бывшего начальника школы Медведева, по распоряжению которого Спасский храм был превращен в склад.

Святыни храма Спаса Нерукотворного

   Постепенно в храм стали возвращаться святыни. На четвертый день после первой службы одна из прихожанок принесла образ Святителя. Долгие годы икона хранилась в семье женщины. С недавнего времени в икону святителя Николая поместили частицу его святых и многоцелебных мощей.

   Живущие поблизости прямые потомки князя Ивана Алексеевича Голицына подарили храму старинный образ Божией Матери «Тихвинской».

   Кроме уже упомянутых святынь, в храме есть частица Животворящего Креста Господня и камень с Голгофы, помещенные в Распятие, икона святого врача священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его святых мощей, икона преподобного Серафима Саровского, также с частицей святых мощей, и образ преподобного Нила Столобенского с частицей мощей этого святого. Все это пожертвованы храму семьями прихожан.

   Особым почитанием среди прихожан пользуется икона «Дванадесяти (двенадцати) целителей и бессребреников: Космы, Дамиана, Кира, Иоанна, Пантелеимона, Ермолая, Сампсона, Диомида, Фотия, Аникиты, Фалалея, Трифона». Пациенты приходят молиться сюда об исцелении.

Депутат оказался прав

   Решение написать и поместить в храме икону именно этих святых объясняется тем, что церковь с 4 декабря 1958 года находится по соседству с городской клинической больницей им. Е.О. Мухина (бывш. городская клиническая больница № 70, — ред.). Сейчас в районе уже мало кто вспомнит имя бывшего главного врача этого учреждения здравоохранения, муниципального депутата Александра Гольдберга, сделавшего довольно много для восстановления церкви.

   Помнится, в 90-х он постоянно озвучивал эту тему в разговорах с корреспондентами тогда ещё печатного издания «Сокольники и весь Восточный округ» и ни минуты не сомневался — в храме будет много прихожан, и, прежде всего, пациентов больницы. По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в начале 1990-х она называлась Спасо-Перовским госпиталем Мира и Милосердия. Надо сказать, Александр Петрович не ошибся.

    Пациенты и их родственники постоянно приходят в храм помолиться о здравии и исцелении. Духовенство и прихожане храма регулярно посещают тех больных, которые сами не могут прийти в церковь. По просьбе медперсонала было совершено освящение родильного дома и отделений больницы. Также сегодня при храме работают приходская школа для взрослых и воскресная — для детей, открыты приходской и паломнический клубы.

     В этом году храму исполнилось 300 лет. Будем надеяться, что тяжёлые времена для него миновали навсегда.

Предыдущая публикация из цикла   «История храмов ВАО»  —  «Храм Успения Богородицы в Вешняках всегда находился под неусыпным вниманием хозяев усадьбы»

Наталья Швец

Фото: vaostory.ru