Отбросьте лишнюю серьезность, придя на выставку «Из-под земли»!

выставка

В среду, 9 марта, в пространстве музея Вадима Сидура (улица Новогиреевская, дом 37, стр. 2) прошел вернисаж современных художников-абстракционистов, посвященный московскому метрополитену.

Участники выставки «Из-под земли», анонсируя это событие, сообщали, что она стала результатом серии дискуссий, целью которых было выявление влияния искусства в метро на общественную и частную жизнь. Заявка более чем содержательная и даже звучит наукообразно. Авторы сообщали, что «исследуют московскую подземку, как пространство художественной коммуникации, созданное некогда с четкими идеологическими целями и стремлением активно влиять на человека».
Мне, правда, до этого всегда казалось (извините, если ошибаюсь!), что метро, прежде всего, возникло в качестве транспортного средства, призванного решать вполне очевидные задачи. Ну, а уж его внешний вид и внутреннее убранство — свидетельство и отражение превалирующих в тот период эстетических норм и художественных вкусов. Как во все времена было с монументальными сооружениями, начиная с храмов Древней Греции и Египетских пирамид. В нашей столице таких примеров — более чем достаточно. Та же ВДНХ или сталинские высотки…
Однако, возвращаясь к вернисажу, поделюсь впечатлениями. Вся экспозиция — все шесть экспонатов всех шестерых участников — разместилась в двух залах и на лестничной площадке. Здесь, в тесном соседстве с Саломеей и головой Иоанна Крестителя — экспонатом из постоянной экспозиции музея, укреплен баннер, ставший как бы визитной карточкой новой выставки. На баннерной ткани отпечатана композиция, изображающая узнаваемую головку Нефертити из белого гипса на постаменте красного мрамора. Из спрятанных в углу динамиков льются мрачноватые, «подземные» звуки — запись группы Geomatic. Инсталляция названа «Сверх программы».
Автор этого шедевра, он же куратор выставки, руководитель мастерской «Новые медиа» в московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко Роман Минаев на мою просьбу разъяснить, что же он хотел выразить, вполне дружелюбно все объяснил.
Изображение должно ассоциироваться с белой гипсовой головой вождя пролетариата на красно-мраморном постаменте, что стоит на станции метро «Комсомольская». Аудиовизуальная инсталляция передает размышления на тему переизбытка информации в метрополитене. Нефертити олицетворяет параллель между Древним Египтом и тоталитарной Россией.
Честно признаться, лишь комментарии и разъяснения авторов — людей молодых, дружелюбных и очень симпатичных, сделали лично для меня доступными их замыслы. Иначе, пожалуй, я бы почти ничего так и не поняла, отнесясь к увиденному, как некому эксперименту или даже розыгрышу.

Например, увидев стенд «Униформа пассажира», долго пыталась понять, что здесь и к чему? Автор проекта Анастасия Кизилова, как оказалось, хотела представить метро в образе социального театра и придумала для пассажиров соответствующий «реквизит». Рукавица с надписью «Неделя до пенсии», хозяйственная сумка, очень мешающая в транспортной толчее, снабжена надписью «Терпи», а наглазники, позволяющие спать при ярком свете, украшены сверху названием станции, где уснувшего пассажира следует разбудить. И так далее…
Иные ассоциации призван вызывать экспонат Яна Тамковича «Черный август». На картонке размером где-то полметра на метр воспроизведен проездной билет на август 1991 года. Ассоциации с событиями четверть вековой давности самые прямые…
Но разгадав этот не слишком затейливый посыл, вновь обращаюсь к изначально заявленной задаче, согласно которой художники стремились выявить степень и границы влияния на пассажиров московского метро как эстетической среды. В своих работах, как было декларировано, они предлагают зрителю «способ эстетического и смыслового выхода за границы идеологического кода, прописанного в архитектуре и декоре московских подземных станций».
Вряд ли такие глобальные цели возможно достичь посредством шести экспонатов. Но больше, по словам участников вернисажа, в тесное музейное пространство просто не вместилось! Осталось очень приятное впечатление от общения с ищущей художественной молодежью и некоторая неудовлетворенность: гора родила мышь…

Ольга Синицына

Фото автора

выставка

выставка