Виктор Попков оставил огромное творческое наследие

виктор попков

Виктор Попков оставил потомкам большое творческое наследие

виктор попковОснователь сурового стиля и один из самых выдающихся современных художников Виктор Попков прожил совсем немного – всего 42 года. Однако этот мастер оставил потомкам большое творческое наследие.

    Тот, кто впервые видит работы Попкова, почему-то считает, что именно так должна была выглядеть живопись в советское время. Однако это был не социалистический реализм. Искусствоведы считают, что именно Виктор Ефимович Попков, автор «Строителей Братской ГЭС» и «Шинели отца», стал основоположником «сурового стиля».

   При жизни его картины покупались. Он был любим зрителями и критиками, которые называли его «Достоевским русской живописи». Его уважали коллеги по цеху и признавали чиновники от искусства. Он ездил на западные биеннале молодых художников и входил в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий…

   Многие работы художника находятся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи и Государственном Русском музее, их можно найти в энциклопедиях и справочниках.

«Мезенский цикл»

    Стиль Виктора Попкова узнаваем, на его полотнах ничего лишнего. Все чётко и предельно просто, однако в каждом мазке чувствуется глубокий драматизм. Именно так воспринимается его знаменитый «Мезенский цикл», центральным полотном которого является картина «Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну».

    Говорят, что поначалу художник сомневался, стоит ли вообще браться за этот сюжет. Он создал массу этюдов и всё никак не мог подойти к главному. Хотя зарисовывал по нескольку человек для каждой фигуры-образа.

    Потом Попков будет говорить, что больше всего опасался, что картина с таким сюжетом будет воспринята слишком буквально. Ведь его замысел хорошо укладывался в рамки жанровой картины, а это в те годы считалось устаревшим и ненужным. Более того, многие и вовсе говорили, что жанровость и литературность для искусства давно стали пройденным этапом.

       По счастью, колебания быстро закончились и не помешали написанию картины.

Замысел

    Сюжет полотна «Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну», написанного в 1968 году, был взят из жизни. В одной из северных деревень под названием Лешуконье Попков столкнулся со студенческой экспедицией, которая собирала и изучала местный фольклор. Тогда и возник замысел картины.

    На картине старухи-вдовы поют песню для молодых людей. Ощущение звуков песни достигается не столько образами поющих вдов, сколько цветовым решением. Холодный пейзаж за окном написан в контрасте со стоящим на подоконнике цветком малинового оттенка. Бордово-красные одежды сидящих на лавке женщин ярким пятном выделяются на фоне серо-коричневых стен избы.

    Именно этот красный цвет создает впечатление звучания мелодии, которую выводят вдовы и которую внимательно слушают студенты. Попкову удалось выразить преемственность двух поколений, а не противопоставить их, как это традиционно делалось в жанровых работах. Это состояние усиливает образ девочки-подростка, которая также внимательно слушает песню…

     Как потом напишет сам Попков: «Ввёл физически обиженную богом горбунью, но осветил её лицо той дивной лучезарной чистотой, глядя на которую, можно забыть и про возраст и про убогость (вспоминал Стрепетову), ввёл рядом с ней (пожалуй, главное) девочку-мелодию, хрупкую и одухотворённую, хотя её сознательно даже писал в другом стилистическом ключе, и которая выражала подтекст всей этой сцены, то картина должна была по мысли приобрести принципиально другое звучание (я не знаю, удалось ли мне это, но так я хотел). Да, и весь холст мне хотелось наполнить этой мелодией…»

Решение на всю жизнь

    Виктор Попков родился в 1932 году в подмосковных Мытищах, недалеко от станции Челюскинская Ярославской железной дороги в семье рабочих. Его отец погиб в 1941 году на фронте, и мать Степанида Ивановна осталась одна с четырьмя детьми.  Много позже она расскажет, как Виктор мальчишкой, впервые увидев на улице художницу за мольбертом, стал проситься к ней в ученики. Мать не стала препятствовать его желанию и вскоре они вместе со своим другом поступили в изостудию имени М.И. Калинина в Подлипках.

    Именно там он принял решение сделать искусство главным делом жизни. В 1948 году он поступает в только что открывшееся в Москве художественно-графическое педагогическое училище. Затем будут годы учебы в МГАХИ имени В. И. Сурикова на факультете графики.

    В годы учёбы он начинает ездить по стране. Эти поездки в будущем помогут в развитии его творчества.

Люди труда в работах Попкова

   Как художник Попков вошёл в искусство в конце пятидесятых, в короткий период хрущёвской оттепели. Именно в те несколько лет «после долгой и суровой сталинской зимы» в искусстве ощущался приток свежего воздуха и желание выйти за рамки официально утверждённого, закостенелого сталинского соцреализма.

    Для художника они стали периодом активной работы. Вместе с коллегами по цеху Виктор Попков ездил на ударные стройки – Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды.

   На целине художник написал ряд картин из серии «Люди целины». Ранние работы Попкова «Весна в депо», «На работу», серия «Транспорт», ставшая его дипломной работой. Данная серия привлекла к себе внимание широкой публики и в течение года экспонировалась на многих крупнейших выставках. Темы картин, написанных Попковым в тот период, соответствовали официальным идеологическим установкам времени, когда искусство должно было объявлять о великих победах коммунизма и прославлять людей труда строителей новой жизни.  Всё это изображено на полотнах Попкова, искренне восхищавшегося грандиозным масштабом строек и стремящегося «воспеть» энергию труда.

Каноническое произведение «сурового стиля»

   В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», ставшую каноническим произведением так называемого «сурового стиля», который он сам основал. Следует отметить, что представители данного направления в целом вписывались в систему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно и без патетики и агитационности.

    На  переднем плане картины, на фоне чёрного неба стоят в ряд рабочие. У всех героев картины были реальные прототипы. К примеру, фигуру матроса с цепью он писал со своего друга Виктора Власова, недавно вернувшегося с флота. Для образа курящего на переднем плане мужчины в кепке позировал двоюродный брат жены Борис. Замысел картины был основан на желании «сделать как в иконах, всех силуэтами на чёрном фоне».

   Сейчас уже мало кто знает, что на больших стройках, подобных Братской ГЭС, работали заключённые. Поэтому сначала герои картины были изображены с наколками на руках. Естественно, чиновникам от Союза художников подобное могло не понравиться, поэтому по совету жены Попков убрал у персонажей лагерные татуировки.

   Успех картины превзошёл ожидания. Эту картину 28-летнего автора тут же приобрела Государственная Третьяковская галерея. А председатель правления Союза художников РСФСР Владимир Серов стал без колебаний подписывать договора на покупку произведений Попкова.

     Однако именно «Строители Братской ГЭС» завершили определённый период в творчестве мастера…

Реквием себе

    Погиб художник нелепо. Его вообще не должно было быть в этот день в Москве. 12 ноября он вышел ловить машину на улице Горького. Приняв за такси инкассаторскую «Волгу», художник попытался остановить её. Инкассатор выстрелил и бросил смертельно раненного человека умирать на мостовой. В больницу Попкова привезли как бандита, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину. Обстоятельства удалось прояснить благодаря случайным свидетелям.

    Прощание проходило в Доме художника на Кузнецком мосту. На сцене поставили картины и последнюю его работу «Хороший человек была бабка Анисья». Случайно это получилось или нет, теперь уже никто не скажет. Но на панихиде шептались: художник написал реквием самому себе…

 

Строители Братской ГЭСХороший человек была бабака анисья«Осенние дожди. Пушкин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец
Репродукция картин Виктора Попкова .

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Символом нового уклада социалистической жизни стала картина «Новая Москва»»