Владимир Стожаров — москвич, воспевший русскую деревню

владимир стожаров

Художник Владимир Стожаров, пусть и родился в Москве, но очень любил писать деревню, за что его называли «деревенщиком». Мастер прожил всего 47 лет, но оставил после себя огромное творческое наследие — многочисленные портреты, пейзажи, натюрморты и рисунки. 

Владимир Стожаров был влюблён в русский Север. Благодаря его картинам мы проникаемся красотой этого сурового края, открываем для себя удивительные места.

Надо признать, работы у Стожарова глубокие и проникновенные. Они словно рассказывают без слов… Посмотрим на картину «Хлеб, соль и братина», написанную им в 1964 году.

«Хлеб, соль и братина»

В Третьяковской галерее возле этого полотна всегда стоит народ. Хотя это натюрморт с простым сюжетом, но художник так умело скомпоновал и передал детали, что он эмоционально воздействует на зрителя.

На картине — мир нехитрых обыкновенных в быту вещей. Мастер очень тонко составил композицию, в которую входят кружка, бутылка, каравай хлеба, вышитое льняное полотенце. Привычные вещи расположены рядом с братиной, на которой висит ковшик. Все представленные на картине предметы словно символизируют силу земли.

Вообще, все его натюрморты, этот жанр Стожаров любил, — это апофеоз России, её обычаев. Он часто отдаёт предпочтение хлебу, крынкам, самоварам, кувшинам с квасом. Смотришь и невольно возникает мысль: эти предметы хранят тепло добрых, сильных рук, а от хлеба исходит ничем не передаваемый аромат…

Владимир Стожаров

Все, кто знал Стожарова, утверждают, что он горел, светился без фейерверков, скромно, но сильно, как горит огонь в русской печи. Родился Владимир Стожаров в 1926 году в Москве. В детские годы ездил с отцом в Ярославль, Кострому и Рязань. И в Архангельск, покоривший будущего художника.

Скорее всего, именно тогда его зацепил Север, и Володя захотел его писать, став художником. Второй раз он попал в эти края уже в студенческие годы в 1946 году и привёз много интересных этюдов. Потом были поездки в Костромскую и Ярославскую области, Иркутск, Омск, на Байкал, Енисей и Ангару, в Казахстан. Каждый раз — новые впечатления и новые работы.

Поначалу художник отдавал дань жанровой живописи. С его полотен на зрителя смотрели лица на фоне массовых построек. А чуть позже он стал уделять внимание миру созданных человеком вещей. Самих же людей в этот период  Стожаров вводил в картины лишь изредка.

Рассказывают, что однажды начальник управления изоискусств в Министерстве Культуры СССР Георгий Тимошин сказал ему: «Владимир Фёдорович, вы прекрасный художник. Неужели вы всё время будете эти дома рисовать?» На что Стожаров ответил: «Столетиями люди писали мадонну, а для меня эти дома, как мадонна. Я люблю их за красоту…» В поздний период творчества Владимир Стожаров всё-таки пришёл к портретам.

Его душа была на Севере

Живописец много ездил в зарубежные командировки. Среди его картин есть виды Венеции, других европейских городов. Но это – больше дань традиции. Душа его навсегда была подарена Северу. Он вновь и вновь возвращался к деревянным избам и храмам.

Он пишет освещённые солнцем брёвна, деревья, траву… Глядя на его картины, понимаешь как безумно он любил свою родину… Без всякой демонстрации, от души.

Как утверждают искусствоведы, его живопись — это национальное явление, а на его картинах всегда заметно уважение и интерес к родной стране.

Для информации. В 1966 году художник Владимир Фёдорович Стожаров принимал участие на XXXIII международной выставке «Биеннале Венеция». В 1967 награждён серебряной медалью Академии художеств СССР за ряд произведений, созданных за период 1964-1967 гг. Затем ему присудили звание лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина за произведения, созданные за период 1960-1967 гг.

В 1972-74 гг. прошла его передвижная персональная выставка живописи в городах Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький, Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга, Смоленск. В 1973 г стал членом-корреспондентом АХ СССР.

Умер 22 ноября 1973 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В Костроме на доме 14 по улице Симановского ему установлена мемориальная доска.

владимир стожароввладимир стожароввладимир стожаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Крамаренко Л. Владимир Стожаров // Искусство. 1977, № 8. С.36-42.


Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Гадалка» Михаила Врубеля