Народные картинки рассказывают о героях

40429048_dragun01

До 25 декабря в Музее русского лубка и наивного искусства на Сретенке (Малый Головин переулок, дом 10) продлится открытая вчера, 30 ноября, выставка «Славные витязи и герои». На ней представлены народные картинки, рассказывающие о защитниках Отечества. Экспозиция приурочена к 75-летней годовщине Битвы под Москвой.

Посетители музея познакомятся с батальными листами, воспевающими доблестные подвиги русских солдат и офицеров Семилетней войны с Пруссией, Отечественной войны 1812 года, Русско-турецкой кампании и Кавказских походов. «Лубок-простовик» живо и быстро откликался на батальные события. В своей книге «Война и лубок» Вл. Денисов исследовавший народные картинки, пишет: «Лишь только раздались на границе первые боевые выстрелы, сейчас же звонким эхом отозвались они в лубке и тысячи, сотни тысяч ярко расцвеченных листов полетели с печатного стана в глубины России, обгоняя газеты и правительственные сообщения».
Военный лубок впервые появился в продаже в 1759 году в честь победы, одержанной российскими солдатами над прусскими войсками в битве на реке Одер. Поводом для рождения батальных картинок послужили победоносные реляции в «Московских ведомостях». Так возник лист «Стычка прусских драгун с русскими казаками», представленный на выставке.
Крымская война была проиллюстрирована в лубке отдельной серией листов. В экспозиции представлена одна из лучших литографий этого цикла, изображающая генерала от инфантерии, кавалера всех российских орденов, в том числе и императорского ордена Святого апостола Андрея Первозванного (высшей награды Российской Империи), Василия Бебутова. Величественно восседает военачальник на вздыбленном коне, сжимая саблю в руке, на дальнем плане мы видим спасающиеся бегством вражеские войска. Театральность позы и жест Бебутова отсылают к иконографии классического конного парадного портрета, основной задачей которого было создать репрезентативный образ героя. Подобный пример сближения лубка с профессиональным искусством не единичен – народные картинки этого времени смело заимствовали композиционные построения и образный строй светской живописи и гравюры. В то же время нельзя забывать, что перед нами типичный лубочный лист, в котором допускается нарушение пропорций, перспективные искажения и небрежная яркая раскраска.
Отечественная война 1812 года отразилась в лубке в совершенно особом отношении. Французы принесли с собой множество карикатур, которые оказали влияние на русскую народную картинку. Например, изданная Иваном Теребеньевым «Азбука для детей», напоминает карикатурную серию французских «эпинальных картинок», посвященных Наполеону («L`Image d`Épinal» названы по имени города Эпиналь на востоке Франции, где их производили).
Героическая тема в лубке не замыкалась на сюжетах военной истории. Значительную часть экспозиции составляют гравюры – народные картинки, в которых нашел отражение героический эпос, с его образами богатырей: Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и другими славными витязями земли русской. Городские ремесленники — сочинители картинок, вдохновлялись русскими народными сказками, песнями, былинами, в тоже время их интересовали сюжеты иностранных легенд и рыцарских романов. В лубке «прижились» такие иноземные герои, как галантный кавалер Бова Королевич, Пётр-златые ключи, Еруслан Лазаревич. Все эти персонажи воплотили в себе представления народа о доблести и чести, находчивости и смекалке.
Экспозиция ярко и полно показывает как многогранно и разносторонне отразились в лубочной картинке героические сюжеты. На выставке представлено несколько десятков лубочных листов данной тематики, созданных в различных гравюрных техниках: офорт, линогравюра, литография.

Елена Птицына
Фото: сайт музея, открытые источники

40429048_dragun01 drg04891_catpage vojnailubok lubok-karikatura lubok-karikatura1 ulan