«Дхокра: небесное и земное в традиционной бронзе индийских племён»: выставка в музее Востока

Дхокра

Выставка «Дхокра: небесное и земное в традиционной бронзе индийских племён» открыта в Государственном музее Востока до 15 января 2023 года. Всего в экспозиции будет представлено около 300 предметов искусства.

На выставке представлены предметы из личной коллекции Сергея Витальевича Кармалито, журналиста-международника и дипломата, работавшего в Индии. В конце 1970-х годов он начал собирать произведения малых народов и племён, населяющих Индию, отлитых в технике дхокра, и за четверть века, в общей сложности проведенных в этой стране, у него скопилось более 300 образцов дхокры — от мелкой пластики до крупных скульптурных изображений.

Слово «дхокра» переводится как «старейший» и произошло от названия группы мастеров-кочевников западно-бенгальского племени Дхокра Кармар, которые из поколения в поколение занимались обработкой металлов. В середине 20 века литейщики начали использовать имя дхокра как свое кастовое обозначение.

Они свободно передвигались, доходя до Раджастхана и Кералы. С течением времени группы мастеров оседали в племенных территориях штатов Мадхья-Прадеш, Чхаттисгарх, Орисса, Западная Бенгалия, Джхарканд и Андхра-Прадеш.

В традиционной индийской технике бронзового литья «дхокра» используется метод литья по «утраченной восковой модели». Это самая древняя из известных технологий литья цветных металлов. Выставка «Дхокра: небесное и земное в традиционной бронзе индийских племён» В Индии она используется уже более 4000 лет. Создатели техники дхокра, вдохновлялись мотивами окружающей природы.

Мастера отливали различные произведения — это ритуальные предметы: фигуры божеств и мифологических существ для домашних алтарей; статуэтки людей: танцоров и музыкантов, ремесленников и деревенских жителей; множество фигурок различных животных; женские украшения; посуда и предметы для дома: подсвечники, масляные светильники, подставки. Изделия различаются по размеру: это могут быть небольшие алтарные статуэтки и утварь, или крупные скульптуры коней и слонов, статуи богов и людей чуть ли не в полный человеческий рост.

Народное литье в технике утраченной восковой модели сохраняет древнейшие приемы и традиционные формы. Оригинальная модель изготавливается из воска каждый раз заново, и поэтому каждая скульптура неповторима — никогда не применяются многоразовые литейные формы. 

Тематика произведений ваятелей из индийских племён имеет очень широкий спектр, простираясь от возвышенного и небесного до вполне земного и обыденного: среди их изделий есть как божества и мифологические персонажи, так и композиции, запечатлевшие бытовые сценки, и забавные детские игрушки, и необычайно выразительные фигурки домашних животных, диких зверей, птиц. Экспозиция будет дополнена авторскими фотографиями Сергея Витальевича Кармалито. 

Ксения Чупкина

Фото: сайт Государственного музея Востока

Публикация по теме: Выставка «Пять стихий чая» в Государственном музее Востока