Александр Шевченко — участник самых скандальных выставок групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Он выступал на диспутах, публиковал теоретические брошюры о примитивизме и кубизме… И очень много рисовал, не полностью отказываясь от традиционного искусства вопреки воззрению.
Все, кто знал Шевченко и его творчество, в один голос признавали, что от других скандальных художников его многое отличает. Прежде всего, он не желает отказываться от традиционного искусства и не разделяет радикальных убеждений своих соратников. Его работы более лиричны, если не сказать, поэтичны. Используемые им цветовые сочетания гармоничны и совсем не напоминают наивную живопись.
Ярким подтверждением тому служит картина «Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты», написанная в 1913 году. Сюжет полотна, которое находится в Третьяковке, довольно прост, он сделан в духе вывески, но предметы искажены. Тем не менее они не смотрятся плоскими…
Как всё начиналось
Александр Шевченко родился в самом конце XIX века в семье харьковского приказчика и обедневшей дворянки. Отец рано умер, а мать ушла со вторым мужем, так что ребёнком занималась бабушка. В четыре года Саша начал рисовать, затем стал заниматься у ученика великого Карла Брюллова Дмитрия Бесперчия. После была учёба у Николая Улиха…
В итоге уже в 11 лет он работал помощником главного художника местного театра. Когда семья перебралась в Москву, Александр поступил в знаменитую Строгановку. Вначале он учился на металлообрабатывающем, а потом на декоративном отделении. Посещал лекции замечательного русского художника, работавшего практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, Михаила Врубеля. Орнаменту и декоративной композиции его учил академик Императорской академии художеств Станислав Ноаковский.
Бывал он и на занятиях Константина Коровина, который всех старался научить любить искусство больше самой жизни. Именно Коровин рассказывал ученикам о новых веяниях и течениях в мировом искусстве, и его слова не пропали даром. В 1905 году, увлечённый рассказами педагога, Шевченко оставляет учёбу и отправляется в Париж изучать импрессионистов и знакомиться с работами старых мастеров в Лувре.
Импрессионисты и Шевченко
В Париже Шевченко работал в мастерской популярного живописца и графика Эжена Каррьера, затем учился в Академии Жюлиана. Словом, развивался.
В результате в созданных в тот период работах Шевченко заметно влияние импрессионистов. Также на него оказывают воздействие и русские символисты. Одной из лучших ранних картин художника специалисты считают работу «Женщины у пруда», выполненную в голубых тонах. Кстати, её сюжет довольно близок символистам из группы «Голубая роза».
В это же время у него начинается роман с Надеждой Псищевой, которая становится женой. Вместе они посещают Англию, Испанию, Египет. По возвращению в Россию Александр Шевченко всё-таки заканчивает Строгановку.
В 1908 году его принимают на живописное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества сразу в последний натурный класс, что было беспрецедентно. Правда доучиться там не удалось. Вместе с однокурсниками он начинают критиковать систему преподавания в училище и конфликтовать с профессурой. В итоге за два месяца до окончания учёбы Шевченко и ещё 60 студентов были исключены из этого учебного заведения…
Влияние Михаила Ларионова
Поначалу Александру Шевченко была наиболее близка авангардная группа «Бубновый валет» — самое крупное дореволюционное творческое объединение. Именно тогда он и создаёт полотно «Спящий мальчик», которое также можно увидеть в Третьяковской галерее.
В этой картине ощущается влияние французского постимпрессионизма, в первую очередь Поля Сезанна. Но со временем любовь к импрессионизму и символизму уходит на второй план. Причиной тому стало знакомство с Михаилом Ларионовым. Этот человек стал для Шевченко кумиром. И он не раздумывая уходит в новую группу «Ослиный хвост».
Теперь из-под кисти художника выходят совершенно иные произведения: футуристическая «Цирковая наездница», «Тень и лень» в духе лучизма, «Композиция на чёрном фоне», «Утка», «Лучистая композиция»…
А потом была Первая мировая война и демобилизация после тяжёлого ранения. Теперь Александр Шевченко стал писать сюжетные примитивистские работы о солдатском быте в духе русского лубка, где главными героями стали бабы и солдаты.
Октябрьская революция
После Великой Октябрьской революции для художника наступила совсем другая жизнь. Теперь он работает в комиссии по охране памятников и коллегии по делам ИЗО, создаёт и управляет печатными мастерскими, разработкой принципов нового синтетического искусства, преподаёт в Первых государственных свободных художественных учебных мастерских, вскоре переименованных во ВХУТЕМАС. Позднее из своих учеников он создаст «Цех живописцев».
В конце 1920 — начале 1930 годов художник побывал в Казахстане, Азербайджане и Грузии, создав ряд произведений на восточные темы, совершил несколько поездок на Кавказ. Всё это время он продолжал экспериментировать. Его работы можно было увидеть на выставке «Цветодинамос и тектонический примитивизм». В манифесте, подготовленном Шевченко к экспозиции, провозглашается отречение от «измотворчества» и возвращение к станковым картинам.
Много внимания он уделяет натюрмортам, которые сильно отличаются от тех, что выходили из-под кисти его коллег по творческому цеху.
Как потом напишет исследователь творчества художника Вера Шалабаева: «В натюрмортах Шевченко существует строгая субординация. Есть герои главные, есть второстепенные. Главные — это высокие, стройные, чаще всего тёмные сосуды — бутылки, графины с вытянутыми горлышками или простой глиняный кувшин… Как и подобает главным, они находятся в центре, иногда чуть сдвинуты, сразу же обращают на себя внимание, заставляют любоваться своей безупречной формой… А вокруг располагаются остальные участники сцены — ножи, тарелки, овощи и фрукты. Формы главных предметов всегда согласованы с формой второстепенных — по принципу подобия или контраста».
Трагедия мастера
Начало 1930 годов называют абсолютной вершиной творчества Александра Шевченко. Зато потом ему пришлось очень сложно. Дело в том, что выходит книга советского критика Осипа Бескина «Формализм в живописи». Автор, скорее всего по заказу, прошёлся по многим живописцам. Больше всего досталось Александру Шевченко, которого назвали «чужеродным советской системе эстетом, подвергшимся буржуазному влиянию».
Вторая персональная выставка художника в музее им. А.С Пушкина была закрыта через несколько дней после открытия, прекратилась работа над монографией об Александре Шевченко, в музеях его картины отправили в запасники.
Художника обвиняли в подражательности и отсутствии собственного «я». Он попытался оправдываться, даже написал письмо Сталину. А потом решил писать политические памфлеты, только они у него получались неважно. Лишь в 1947 году, практически перед смертью, напишет чудный и грустный «Вечер в Останкино».
Последняя прижизненная персональная выставка, посвящённая 40-летию его творчества, была организована во время Великой Отечественной войны — в 1944 году. Только из-за болезни он уже не смог на неё прийти. Умер Александр Шевченко в 1948 году.
Наследие
Казалось, мастера навсегда забыли. Но через 70 лет после его смерти правнучка Александра Шевченко показала сохранившуюся в семье коллекцию антиквару. Часть архива, которая не пострадала при потопе в мастерской дочери художника Татьяны Шевченко, было решено выкупить. Средства на это выделил российский бизнесмен Аркадий Колениченко.
На сегодняшний день в музеях и у коллекционеров хранятся более 150 работ Александра Шевченко. Произведения мастера украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, других музеев и частных собраний нашей страны, а также Германии, Франции, Италии Канады, США и других стран.
При подготовке публикации использовались следующие материалы:
Василий Ракитин. Александр Шевченко // Творчество. 1966. № 9.
Вера Шалабаева. Александр Шевченко. Путь художника. М., 1994.
Шевченко, Александр Васильевич // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
Досуха втертая живопись. Александр Шевченко в Третьяковке, газета «Коммерсант», № 53, 2010 год.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»: Картина «Жестокие романсы» написана в типичной для Прянишникова манере