Елена Поленова — талантливый иллюстратор русских народных сказок и живописец

елена поленова

Елена Поленова — талантливый иллюстратор, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства, основоположница музея в Абрамцеве. Как и её брат, известный художник Василий Поленов, она была разносторонним человеком и интерес к рисованию проявляла с ранних лет.

Первые уроки рисования Елене давала мать Мария Алексеевна. В десять лет она начала заниматься у пейзажиста Павла Чистякова. К сожалению, учиться в Императорской Академии художеств Поленова не могла. Представительниц слабого пола туда не принимали.

Однако юная художница не собиралась сдаваться и поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, которой руководил идеолог передвижников Иван Крамской. Позднее она отправилась в Париж, где училась у французского художника и гравёра Шарля Шаплена.

Иллюстрации к сказкам

Поленову всегда особенно интересовали русские сюжеты и старина. Не все знают, но прежде многие русские народные сказки были проиллюстрированы иностранными художниками. А Елена решила создать собственную серию сказочных работ. 

Интерес к фольклору и народной культуре у Елены возник под влиянием бабушки Веры Николаевны Воейковой, хорошо знавшей русскую историю, народную поэзию и сказки. Иногда на лето Вера Николаевна забирала Елену вместе с другой внучкой, Ольгой, в имение Ольшанка Тамбовской губернии. Потом художница вспоминала, как во время длительного переезда в карете, любуясь красивыми пейзажами, они всякий раз слушали «Войну грибов» в пересказе бабушки. Именно эта сказка стала первой, проиллюстрированной Еленой Дмитриевной и изданной способом фототипии в 1889 году в издательстве Р.Ю. Тиле. Для неё художница самостоятельно разработала макет, шрифт и заставки в виде декоративных орнаментальных вставок.

Поленова оформила «Войну грибов» в реалистической манере, так же как и другие сказки абрамцевского периода (1886—1889): «Дед Мороз», «Волк и лиса», «Иванушка-дурачок», «Избушка на курьих ножках». События в них чаще всего разворачиваются на фоне характерного пейзажа окрестностей Абрамцева.

Дорога в гору через лес к Хотьковскому монастырю, написанная Еленой Дмитриевной с террасы абрамцевского дома, послужила фоном для последней композиции к «Войне грибов», где грузди, взявшись за ружья, отправляются в поход. На альбомных листах сохранились многочисленные акварельные этюды опят, рыжиков, волнушек, поганок, лесные поляны и опушки, изображённые с ближнего и дальнего расстояний.

Под впечатлением от таинственного сада и пруда усадьбы Остермана-Толстого на Божедомке в Москве, где в начале 1880-х годов жила семья Поленовых, рождались иллюстрации к сказке «Белая уточка». «Моделями» для них служили и природа, и плавающие на пруду утки, и недавно родившийся в семье брата-художника первенец Федя, изображённый сидящим в гнезде. Художница стремилась отыскать такие мотивы, которые помогали глубже выразить поэтические чувства.

Большое внимание она уделяла мельчайшим деталям в прорисовке сказочных сюжетов, где просматриваются и восточные, и северные настроения и орнаменты.

Библиографическая редкость

Елена Поленова желала видеть свои книги недорогими, доступными многим. Именно поэтому существенно изменила манеру письма. Её костромской цикл выполнен в стилистической манере, типичной для модерна, когда активно используются чёткие линии, яркие цветовые пятна и выразительный силуэт. В этом случае чёткий и стилизованный рисунок вместе с применением локального цвета позволяли сохранить хорошее качество воспроизведения при печати.

Над оформлением некоторых сказок художница трудилась осенью 1894 года в усадьбе своего брата Борок. Как потом напишет её племянница Екатерина Сахарова, «под влиянием акварелей и сказок Елены Дмитриевы к нам (детям В.Д. Поленова) пришло богатое детское творчество».

К сожалению, оформленные в этот период «Сынко-Филипко», «От чего медведь стал куцый», «Чики-чика-лочки», «Сорока-воровка», «Николашка-требухашка», «Дурак и дурочка», «Жадный мужик» и другие были изданы уже после смерти художницы в 1906 году. Книги под названием «Русские народные сказки и прибаутки. Пересказанные для детей и иллюстрированные Е.Д. Поленовой» публиковались в трёх выпусках в издательстве Гроссман и Кнебель. Сейчас они являются большой библиографической редкостью.

Непревзойденная в акварели

Современники художницы считали, что она особенно сильна в акварели. И хотя в последние годы своей жизни Елена Дмитриевна стала писать и выставлять картины маслом, всё же лучшие работы, действительно, созданы в акварельной технике.

Это пейзажи и так называемые «портреты» цветов, среди которых наиболее известны «Цветы цикория, лужайка», «Заросль», «Уголок сада осенью», «Конский щавель», «Татарник» и многие другие. И конечно иллюстрации к русским народным сказкам, изысканные орнаменты, эскизы мебели и предметов быта для столярного производства. Сложность экспонирования акварели, заключающаяся в строгом соблюдении условий освещения и климата, объясняют, почему произведения Поленовой практически отсутствуют в музейных залах.

В результате её творчество, получившее при жизни высокую оценку таких авторитетов, как Владимир Стасов, Александр. Бенуа, Сергей Дягилев, Сергей Маковский, Павел Чистяков, Илья Репин, почти неизвестно публике.

Обращение к масляной живописи

Картина «Иконописная XVI столетия», которая находится в Третьяковке, считается первым обращением художницы к технике масляной живописи. Будучи участницей Абрамцевского кружка, натурой страстной и увлечённой, Поленова следует примеру товарищей по творческому цеху и и берёт в руки палитру масляных красок.

Сюжет из повседневной жизни средневековой Руси она выбрала не случайно. В жанровой сцене художница соединила своё увлечение археологией и историей с живым интересом к народному искусству. К этому времени она уже возглавила абрамцевскую художественную столярно-резчицкую мастерскую, немногим ранее организованную Елизаветой Григорьевной Мамонтовой.

Поленова наполнила пространство предметами утвари и мебелью эпохи допетровской Руси, образцы которой были собраны в поездках по российским губерниям. Например, самого младшего из учеников она усадила на небольшой столик, изображение которого можно встретить в альбомах зарисовок предметов мебели.

В сюжете Елену увлёк сам процесс обучения юных иконописцев и она перенесла атмосферу абрамцевской мастерской в монастырские стены. Каждый из мальчишек-учеников занят своим делом: один внимательно наблюдает за работой монаха-иконописца, другие грунтуют доски для будущих икон, юноша постарше старательно растирает краски.

Современники о Поленовой

Художник Леонид Пастернак вспоминал: «С Еленой Дмитриевной связан целый ряд начинаний, которые только теперь вылились в определённые формы. Богато одарённая, образованная, с многосторонними интересами и сильным художественным темпераментом, великодушная и отзывчивая, она сумела объединить вокруг себя нас, молодых художников. У неё был наш штаб, и всё, что было истинным дыханием искусства, культивировалось ею. Елена Дмитриевна, знавшая языки, получала заграничные новые журналы, отражавшие новые творческие искания, движения, выявляющиеся всюду за границей, и всё это читалось в нашем кружке».

Ему вторит известная аквалеристка, в основном писавшая пейзажи Крыма, Евгения Юнге: «Стоявшая по уму и образованию выше большинства молодых художников, она, относясь к ним с равенством товарища, незаметно направляла их к приобретению нужных им знаний, к усовершенствованию их способностей».

Несмотря на то, что из-за разногласий с руководством ей вскоре пришлось покинуть объединение, Поленова продолжала осуществлять руководство отделом Народно-исторических выставок, созданным по её инициативе при МТХ. Более того, она не только разработала для него программу и подобрала состав участников проекта, но и написала три картины: «Масленица у берендеев (Масленица в деревянном городе)» (1895, ГТГ), «Видение Бориса и Глеба воинам Александра Невского» (1895-1896, Орловский областной музей изобразительных искусств) и «Князь Борис перед убиением» (1896, ГРМ).

Планы и идеи

Елена Поленова занималась не только книжной иллюстрацией. Ей очень нравилась графика, она серьёзно увлекалась резьбой, оформляла иконы, обдумывала архитектурные орнаменты. Вместе с Елизаветой Мамонтовой задумала создать в Абрамцеве Музей русской народной культуры. В 1885 году основала мастерские народного творчества для обучения крестьян и их детей народным ремёслам. У Поленовой было множество планов и идей, в том числе ей предстояло оформить Русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 году…

К сожалению, в 1898 году жизнь художницы оборвалась. Её смерть стала сильным ударом для всех, кто её знал и любил.

Работы Елены Поленовой хранятся в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д. Поленова, Государственном мемориальном художественно-литературном музее-заповеднике «Абрамцево», Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном литературном музее, Государственном историко-архитектурно, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» и Государственной Третьяковской галерее.

 

елена поленоваелена поленова елена поленова

елена поленова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Василий Дмитриевич Поленов; Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников: Письма, дневники, воспоминания /Под ред. Леонова А. И. — М.: Искусство, 1964.
Киселёва Е. Мамонтовский художественный кружок. — Л., 1979.
Румянцева Л. Сказочный мир Елены Поленовой // Юный художник, № 4. — 1983. — С. 37-41.
Поленова Н. Она жила в волшебном мире сказки… // Русские народные сказки. Иллюстрации Е. Д. Поленовой. — М., 2007.

 

 

 

 

Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Иван Билибин — художник русской сказки