«Эльбрус. Лунная ночь» Архипа Куинджи ослепляет сиянием

эльбрус

Картину «Эльбрус. Лунная ночь» Архип Куинджи написал в 1890 году. Публика увидела её спустя несколько лет после смерти художника, в 1913-м. С первого показа она привлекла внимание своим глубоким и загадочным настроем. Критики назвали эту работу феноменальной.

Полотно погружает нас в мир мистической и космической красоты, хотя на первый взгляд всё просто — изображена снежная вершина Эльбруса в окружении других гор. Но как она изображена! В полной темноте, под лунным светом, придающим сияние покрытой снегом горе… 

Эльбрус возвышается над горной грядой, пронизывая бесконечность ночного неба. Картина выполнена в глубоких тёмных оттенках, которые усиливают эффект загадочности и мистики. Такие цветовые решения позволяют глазу скользить по контурам казалось бы едва видимых гор.

Куинджи демонстрирует искусное владение светотенью. Это позволило ему подчеркнуть структуру камней и создать глубину пространства.

Первое восхождение на Эльбрус Российская академия наук организовала в 1829 году. Именно тогда определили, что гора — самый большой в европейской части континента заснувший вулкан. Вершина, входящая в горную цепь Кавказского хребта, на протяжении всего XIX столетия остаётся в центре научных интересов Российской империи.

«Эльбрус. Лунная ночь»

Куинджи имел колоссальный успех как мастер кисти. Однако после триумфа «Лунной ночи на Днепре», художник перестал участвовать в выставках. На протяжении более чем двадцати лет он работал в мастерской над произведениями, которые никому не показывал. И лишь в 1913 году на посмертной выставке публике представили его полотна.

Картины разлетелись по коллекционерам, в числе которых был Павел Третьяков. А «Эльбрус. Лунная ночь» в дар Галерее преподнесло Общество А.И. Куинжи, основанное его учениками. Это произошло в 1914 году.

В отличие от «Ночи над Днепром» здесь нет луны, к свету которой художник относился с огромным трепетом. Её можно лишь интуитивно почувствовать в левом верхнем углу. Да и река на дне ущелья отражает не лунный свет, а отблески снежной вершины.

Надо сказать, что ещё в середине 1870-х годов Куинджи обратил внимание на импрессионизм. И тоже пытался изобразить мельчайшие изменения состояния воздуха и природы в разное время суток.

В 1890 году, после поездки на Кавказ, у него появилась идея написать серию картин об Эльбрусе. Важно отметить, что в каждой работе он использовал различные приёмы и техники изобразительности.

На его картинах вершина Эльбруса как будто подпирает небо, связывая гору и воздушное пространство воедино. Такой подход в дальнейшем подхватили ученики Куинджи, тот же Николай Рерих. К слову, в произведениях Рериха можно найти много параллелей с работами учителя.

ХХХ

Архип Иванович Куинджи (1842-1910) — русский живописец, мастер пейзажа, представитель русской школы люминизма. Куинджи добился в своих пейзажах подлинной убедительности состояния ночной природы при лунном освещении. Благодаря этому он стал новатором в воплощении реального света в живописи. Каждая его картина, появляясь на выставках, вызывала у публики одновременно восторг и изумление.

По завещанию Архип Иванович назначил жене ежегодную пенсию в 2500 рублей. Какую-то сумму распределил между родственниками, часть денег пожертвовал церкви, в которой крестился, для основания школы его имени. Но основной капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, основанному по его инициативе в ноябре 1908 года для поддержки художников. 

эльбрус

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Архип Куинджи — Третьяковская галерея: журнал. Специальный выпуск. — 2018. — № 3 (60).
Неведомский М. П., Репин И. Е. А. И. Куинджи. — СПб.: О-во имени А. И. Куинджи, 1913.
Свет Куинджи: Роман / Виктор Шутов, Семён Илюшин;— Донецк: Донбасс, 1983.
Охапкина К. Повесть о Куинджи. — М.: Советский писатель, 1953.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Продажа ребёнка-невольника — картина из Туркестанской серии Василия Верещагина