Картину «Ковёр-самолёт» художник Виктор Васнецов написал в 1880 году. Её считают одной из первых работ сказочной тематики, выбор которой принёс автору всенародную любовь и всемирную славу.
Сюжет «Ковра-самолёта» художник задумал, разрабатывая заказ мецената Саввы Мамонтова. Этот заказ включал в себя три картины: «Бой славян со скифами», «Три царевны подземного царства» и «Ковёр-самолёт».
Незадолго до этого Мамонтов закончил строительство донецкой каменноугольной железной дороги и решил украсить интерьеры её правления живописными полотнами. Они должны были символизировать подобные сказке достижения технического прогресса, историю Донецкого края и богатство недр.
В выборе тем художник не был скован жёсткими требованиями и, надо полагать, идея обратиться к сказочным образам принадлежит именно ему. Соблюдение творческой свободы всегда было одним из главных требований Васнецова в работе.
Судьба картин
Но «Ковёр-самолёт», как и две другие картины, так и не вывесили в кабинете правления донецкой железной дороги, поскольку дирекция отказалась от заказа. Все три работы в итоге купил сам Мамонтов.
Некоторое время «Ковёр-самолёт» вместе с «Боем славян со скифами» украшал интерьер столовой в московском особняке мецената. Однако в 1899 году разразился скандал: Мамонтова обвинили в растрате и арестовали. Несмотря на то, что суд его оправдал, восстановить прежнюю деловую репутацию и состояние не удалось.
Имущество разорившегося мецената распродали для покрытия долгов. «Ковёр-самолёт» купил нижегородский купец Сергей Михайлович Рукавишников. В 1916 году он передал его в Нижегородский историко-художественный музей.
Сюжет
Сюжет картины «Ковёр-самолёт» основан на истории Ивана-царевича. Это герой русской народной сказки «Царевна-лягушка», бытовавший в Шадринском уезде. На ковре-самолёте, подаренном Бабой-Ягой, он отправляется за жар-птицей, что повадилась воровать яблоки в царском саду.
На картине мы видим, что Иван-царевич возвращается с победой. Рядом с ним находится большая клетка, в которой сидит пойманная птица. Интересно, что Васнецов использовал два источника света: месяц в небе и саму жар-птицу. Цветастый узор ковра и яркий свет от жар-птицы заметно контрастируют с окружающим унылым пейзажем. Раннее утро возвещает зрителю о завершении испытания и начале светлого времени или будущего.
Эта картина имеет три версии. Первая и самая известная хранится в Нижегородском Государственном художественном музее. Две другие можно увидеть в Третьяковской галерее: эскиз конца 1870-х годов, поступивший в 1920 году из Государственного музейного фонда (собрание Сергея Бахрушина), и картину 1920-1923, 1925 года, переданную семьёй Виктора Васнецова в 1951 году.
Жемчужина творчества
«Ковёр-самолёт» является одной из жемчужин творчества Виктора Васнецова. Главный герой Иван-царевич и сказочное существо жар-птица представлены художником словно во плоти. Именно такими мы могли бы увидеть их в реальности.
А полёт ковра — это чудо, ведь все понимают, в жизни простые ковры не летают. Пожалуй, самое точное высказывание об образе сказочного ковра принадлежит критику Владимиру Стасову в статье о Викторе Васнецове: «Ещё никогда ни один художник у нас не пробовал изобразить волшебный ковер наших сказок в виде чего-то похожего на громадную птицу с выгнутым вверх хребтом и широко раскрытыми врозь крыльями».
Самое интересное, что многие современники художника не поняли эту картину и восприняли её с большой иронией. Например, неоднозначную реакцию публики вызвал её первый показ на VIII выставке Товарищества передвижников в 1880 году.
Коллекционер Павел Третьяков писал художнику Ивану Крамскому, что над картиной Васнецова все смеются и даже насмехаются. Критика вменяла художнику, прежде всего, отсутствие соответствующего сказочному сюжету настроения, обвиняла его в недостатке художественной фантазии и даже профессиональной неумелости.
Впрочем, имелись и такие, кто признавал несомненные достоинства картины. Однако в большинстве случаев отзывы в печати были негативными, а некоторые откровенно нелепыми и даже оскорбительными. Ивана-царевича называли «куклой» и «парнем в ямщицком одеянии», отмечали его безжизненность и отсутствие ощущения воздуха вокруг его фигуры. Жар-птицу окрестили «красно-жёлтым попугаем» и «индюшкой», а ковёр-самолёт «персидским ковриком».
Следует признать, что критика не особо баловала Васнецова, особенно на раннем этапе. Да и впоследствии большинство его работ на фольклорно-эпическую тематику получали самые различные отзывы. Думается, что главной причиной такого отношения была необычность тематического выбора, а также казавшееся странным тогда сочетание фантастического сюжета и реалистической манеры, без малейших признаков стилизации или образного утрирования.
Сказочник Васнецов
Виктор Васнецов был человеком незлобливым и весёлым и критику в свой адрес воспринимал относительно спокойно. Возможно, в душе у него всё переворачивалось, но он продолжал упорно идти своим путём. И именно этими сюжетами сумел привлечь к себе многочисленных поклонников, коллекционеров и меценатов.
Так что этот самый «Ковёр-самолёт» знаменует переход художника от жанровой живописи, к которой его настойчиво призывал Иван Крамской, к другим темам и образам.
Интересно, что незадолго до смерти художник вновь обратится к образу «Ковра-самолёта». Только теперь получилась совершенно другая картина, в которой нет жар-птицы и захватывающего ощущения парения на воздушных потоках. На ней герой возвращается домой с вызволенной из плена Еленой Прекрасной. Именно её мы можем увидеть в Третьяковской галерее.
Для информации. Виктор Михайлович Васнецов (3 мая 1848, Лопьял, Уржумский уезд, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в движении российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Действительный статский советник. Младший брат Аполлинарий Васнецов тоже был художником.
При подготовке публикации использовались следующие материалы:
Бахревский В. А. Виктор Васнецов— М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-00367-5.
Белошапкина Я. Виктор Васнецов / Янина Белошапкина // Искусство. — 2007. — № 21.
Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.
Васнецов Виктор Михайлович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Василий Суриков: «Посещение царевной женского монастыря»