Ольга Лагода — ученица и жена Ивана Шишкина

ольга лагода

Ольга Лагода — ученица и жена великого русского художника Ивана Шишкина была необычайно талантливой. Девушка стала одной из тридцати первых учениц, принятых в Императорскую Академию художеств. Вначале она посещала академию в качестве вольнослушательницы, затем занималась в мастерской Шишкина, а потом стала его женой…

Среди молодых художников Ольга Лагода выделялась своим талантом. Все отмечали необычность её рисунков, особенно нравились живописные этюды с натуры. В 1881-1882 годах её работы с успехом экспонировались на Х-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и Всероссийской выставке в Москве. Уже тот факт, что на них обратил внимание Павел Третьяков и даже приобрёл несколько для своей коллекции, говорит сам за себя.

Ведущий художественный критик XIX века Владимир Стасов довольно высоко оценил её творчество: «Г-жа Лагода-Шишкина, ещё будучи ученицей знаменитого пейзажиста Шишкина, высказала большое и грациозное дарование; её картины „Этюд леса“ (1880) и „Тропинка“ (1881) обещали в ней замечательную пейзажистку, но, к несчастью, она скончалась в молодых годах, успев написать немного, но прекрасных, очень живописных видов русской природы».

«Девочка в траве»

Для картины «Девочка в траве» Ольга Лагода избирает мотив, характерный для её учителя, художника Ивана Шишкина. Здесь, как на картинах мастера, можно увидеть высокие сосны, густой лес, лесную поляну… Всё, что так любил изображать Иван Иванович, и тем не менее, тут много своего, не присущего пейзажисту.

К примеру, молодая художница очень тщательно выписала цветы на переднем плане и смогла показать глубину пейзажа. Кроме того, она внесла в него фигурки крестьянских детишек, которые словно вырастают в густой траве среди стеблей цветущей сныти…

Маленькая героиня одета в белую рубаху, красный сарафан и красный платок, который выделяется ярким пятном среди зелёной цветущей сныти. В руках девочка держит длинную палку, возможно с её помощью она пробиралась через густые заросли или же, в поисках грибов, поднимала траву.

Рядом можно рассмотреть головку мальчика, сидящего в густой траве. Ребёнка практически не видно, лишь яркая одежда позволяет рассмотреть фигурку. Почему дети решили здесь остановиться, остаётся лишь предполагать. Возможно, заплутали, а быть может устали и решили немного отдохнуть…

Работу Ольги Лагоды-Шишкиной «Девочка в траве» вместе с картиной «Рожь» Павел Третьяков приобрёл вскоре после её кончины.

Ученица

Ольга Лагода была прекрасной рисовальщицей, о чём красноречиво свидетельствуют дошедшие до нас работы. Обычно она рисовала то, что ей нравится — лес, цветы, поле… Но всё же ей надо было учиться. Вот она и решила продолжить учёбу. Талантливую девушку в академии приметили сразу. 

С 1877 года Лагода стала посещать так называемые менделеевские среды, в которых постоянно принимали участие Иван Крамской, Иван Шишкин, Николай Ярошенко и другие передвижники. Участники этих мероприятий активно обсуждали новости из мира искусства, давали отзывы на вновь выходящие художественные альбомы, беседовали, спорили. Кстати, Ольгу можно смело назвать одной из первых русских женщин, которые в этот период стали активно заявлять о своём праве активно участвовать в жизни общества наравне с мужчинами.

Летом 1878 года Ольга Лагода поселилась на станции Сиверской, любимом месте Ивана Шишкина. Здесь она примкнула к ученическому кружку, сгруппировавшемуся вокруг художника и вместе с ним работавшему на этюдах. Молодёжь трудилась увлеченно, буквально «наперегонки». Только Ольга Антоновна опережала всех. Как говорил сам Шишкин: у неё появилась «музыка карандаша».

Именно Иван Иванович помог ей не только овладеть профессиональными навыками, но и найти своё место в искусстве, определить тему, которая стала ей близка. В «Художественном журнале» за 1881 год (№8) о жанре Ольги Лагоды можно прочитать: «Жанр этот можно назвать пейзажем цветов и растений. Цветы и растения, так же, как и лес для Шишкина, служили главным мотивом, главной задачей художницы».

Жена

Венчание Ивана Ивановича Шишкина с дочерью действительного статского советник Ольгой Антоновной Лагодой состоялось 28 сентября 1880 года. Художник был счастлив. Наконец-то он после смерти своей первой жены Евгении вновь обрёл счастье! Казалось, ничего не предвещало беды. В следующем году у них родилась дочь. А через полтора месяца случилась беда, молодая мама скончалась от перитонита… Художник сильно переживал, даже запил. От безумия спасло творчество.

Потом он напишет своему другу Г.А. Ознобишину: «От всей души благодарю за сочувствие – ты хоть далеко, но понял, какую утрату я понёс: если бы знал ближе, что это был за человек – женщина, мать и вместе с тем талантливая художница, друг и товарищ. Можно себе представить, каково моё положение; потеряв такого драгоценного человека, я, как ни борюсь, как ни мужаюсь, но тоска и обида судьбы гнетёт и давит меня. Боже, если бы ты видел её альбомы, рисунки, этюды, начатые картины, то бы пришёл в неописанный восторг; ничего подобного ни мы когда-то, ни теперешние не могли и мечтать о том, что она сделала. Сердце замирает от боли…».

По счастью, рядом с Шишкиным оказались верные друзья. На помощь пришла родная сестра Ольги Виктория, заменившая новорождённой мать. Она жила в семье Шишкина до конца его дней, заботясь о племяннице, о самом художнике и его дочери от первого брака.

Память

Похоронили Ольгу Антоновну Лагоду (Шишкину) в селе Рождествено на берегу Оредежа. На мраморной плите по сей день можно прочитать надпись: «Жена профессора Императорской Академии художеств Ольга Антоновна Шишкина, урождённая Лагода, родилась 3 апреля 1850 года, скончалась 25 июля 1881 года».

Иван Иванович в память о своей жене издал альбом с пятьюдесятью её работами, выполненными фототипией. А в 1899 году в Петербурге прошла мемориальная выставка произведений художницы. Кроме её работ, там были представлены полотна самого Ивана Шишкина и его необычайно талантливого ученика, также рано покинувшего мир,  Фёдора Васильева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке материала использовались публикации: И.И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». — Л., Искусство, 1984.

В. Манин. Иван Шишкин. — М.: Белый город, 2008.

И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. — СПб.: Художники России, 1993.

Ф. Мальцева Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. — М.: Искусство, 1999.

Малоизвестные факты из жизни И. И. Шишкина // Газета «Новая Неделя». — вып. от 17.01.2014 г.

А.Ф. Дмитриенко, Э.В. Кузнецова, О.Ф. Петрова, Н.А. Фёдорова. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. — Ленинград: Аврора, 1970.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»: Портрет Ольги Талалаевой Третьяковка приобрела у автора