Портрет Ольги Талалаевой Третьяковка приобрела у автора

Портрет Ольги Талалаевой Третьяковская галерея приобрела в 1932 году у автора — художника Исаака Бродского. Довольно долгое время он находился в запасниках. Впервые на всеобщее обозрение был выставлен лишь в 2006 году на выставке в Новом Манеже.

Когда представители старшего поколения слышат фамилию Бродского, то в первую очередь вспоминают его знаменитую картину «Ленин в Смольном». Бывшая комната классной дамы Дворянского института, кресла в строгих белых чехлах, столик на резных ножках. И вождь, устало изучающий документы…

Возможно, если бы Исаак Израилевич создал только свою знаменитую «лениниану» и не менее известный «Расстрел 26 бакинских комиссаров», то сегодня он был бы забыт. Однако Бродский оставил нам богатое наследие. Он был очень талантливым художником и из-под его кисти выходили невероятно прекрасные пейзажи и не менее удивительные, написанные почти с фотографической точностью портреты. Интересно, что женских портретов у него меньше, чем мужских.

Привлекательная модель

Ольга Дмитриевна Талалаева, чей портрет кисти Бродского хранится в Третьяковской галерее, дочь основателя торгового дома «Чекушкин и Ко». Её предок Савелий Чекушкин начинал с извозчиков, но со временем сумел повернуть дела так, что основал собственную фирму «Чекушкин и Ко».

Торговал косметикой, бытовой химией, аптекарскими товарами. Продавал товар в бутылочках и на каждой ставил клеймо: «Чекушкин и Ко». Есть версия, что он разливал спирт в стеклянную тару по 250 мл со своим клеймом, с той поры и повелось название для булочек такого объёма – «чекушка»… Хотя её оспаривают.

Модель на портрете молода и привлекательна. Она отдыхает и наслаждается ничего неделанием, поглаживая меховую муфточку с нежно-розовой подкладкой. 

Портрет О.Д. Талалаевой

Ранние произведения Бродского, среди которых можно назвать и «Портрет О.Д. Талалаевой», написанный им в 1915 году, привлекают красочность, тонкой проработкой деталей, поэтичностью. Все это вполне укладывается в русло модного в те времена художественного движения модерн, что в переводе с французского означает «новый», «современный».

Надо сказать, что модерну присуща орнаментальность и декоративность. И это в полной мере можно наблюдать в написанных в те годы картинах мастера. Кисть Бродского легко рисует светло-пепельные волосы, эмалевый цвет лица… По вырезу светло-коричневой верхней блузы – зелёные бусы, которые удивительным образом оттеняют серые глаза модели и делают их изумрудными.

Довольно тщательно написаны тёмно-фиолетовые полоски на юбке, которые перемежаются с полосками синего и голубого цвета. Манжеты и ворот белой блузки имеют чуть голубоватый оттенок, а за спиной модели стена – очень нежно разбавленный голубой с всплесками палевого и травянистого.

Портрет крепко построен композиционно и цвета в нём подобраны очень хорошо. К примеру, сочные растения на шали, которую ранее можно было увидеть на портрете жены художника Любови Марковны, хорошо сочетаются с букетом в вазе.

И что интересно, чем больше смотришь на полотно, тем оно больше нравится, тем больше замечаешь новых деталей.

Русский Сарджент

Признаюсь, мне очень нравится творчество Исаака Бродского, особенно впечатляет его необыкновенный итальянский цикл работ. С каким изяществом он вырисовывает деревья и листву! А какие использует яркие краски! И портреты у него великолепные. Ольгу Талалаеву, например, уже вряд ли кто вспомнит, а благодаря художнику она осталась с нами на века. 

Честное слово, становится жаль, что Бродский больше писал мужчин, правда, каждый из них оставил значительный след в истории. Среди них Ленин, Сталин, Жданов, Киров, Горький, Дзержинский, Молотов… Как знать, быть может он стал бы «русским Сарджентом». А так мы все его чаще вспоминаем  лишь по лениниане…

портрет ольги талалаевой

 

При подготовке публикации использованы следующие материалы:

Исаак Бродский. Мой творческий путь. — Л,, 1965.
Большая российская энциклопедия — М.: Большая российская энциклопедия, 2004.
Непринцев Ю. О моём учителе // Искусство. 1958, № 10. С.45-47.
Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. — М., 1973.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Картину «Сельская учительница» Раздрогин написал к выставке «40 лет ВЛКСМ»