Щедрин создал в Неаполе серию прекрасных пейзажей

щедрин
Сильвестр Щедрин. «Веранда, обвитая виноградом». 1828 г.

Серию картин, посвящённых «пейзажному интерьеру» — верандам и террасам с зеленью и видами на заднем плане, создал в Неаполе художник Сильвестр Щедрин. В этом списке достойное место занимает полотно, написанное в 1828 году, «Веранда, обвитая виноградом», которое можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

 Мотив, изображённый на картине «Веранда, обвитая виноградом», сам художник, кстати сын известного скульптора Феодосия Щедрина и племянник основателя русского пейзажа Семёна Щедрина, называл «Перголата», от итальянского слова пергола (pergola), что означает беседку, арку или крытую аллею из вьющихся растений.

 Эта картина передаёт мироощущение русских людей начала XIX века, в восприятии которых Италия — это мир счастья, гармонии и романтики.

 Глядя на работы Сильвестра Щедрина, даже человек несведущий в живописи, отмечает, что живописец увлечён проблемой света и передачи особенностей воздуха. Он пытается выбиться из тёплых тонов, добавляя серо-голубые, серебристые оттенки. Именно они помогают почувствовать особенности итальянского воздуха в полуденный час, когда природа предстаёт во всём своём великолепии.

Италия

 Сильвестру Щедрину повезло. Он родился в семье скульптора, ректора Академии Художеств. Как говорится, грех было не стать художником с такими генами. Опять же, все близкие способствовали развитию его таланта. Мальчик поступил в Академию, когда ему было всего десять лет. Юного художника поощряли за отличные художественные работы. За рисунки с натуры он был удостоен серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году.

 В 1811 году Щедрин с золотой медалью закончил Академию художеств. Его дипломной работой был пейзаж «Вид с Петровского острова в Петербурге», исполненный в духе строгого классицизма.

   В двадцать семь лет Сильвестр получил пансион и уехал на этюды в Италию. В Россию он уже не вернулся, оставшись в полюбившейся ему южной стране до конца своих лет. В эти годы здесь жили Орест Кипренский, Карл Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах княгини Зинаиды Волконской.

Настоящий итальянец

  За короткий срок молодой человек стал настоящим итальянцем, правдиво изображая в своих работах природу Италии и быт итальянских крестьян. Причём, в отличии от своих товарищей по творческому цеху, Щедрин неожиданно для всех перестаёт преклоняться перед античностью и начинает пристально изучает натуру. Он пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже, а в серии видов «Нового Рима» сумел передать вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью.

  В картинах «Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри», «Вид Сорренто близ Неаполя» (Третьяковская галерея) Щедрин раскрывает поэтический образ южной природы.

   Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия «Террасы в Сорренто», где большее место занимают жанровые мотивы и одновременно наблюдается некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность. А вот уже в более поздних пейзажах, созданных в 1828-30-х гг., и особенно в картине «Лунная ночь в Неаполе», присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам.

   Если внимательно посмотреть на его пейзажи, то можно понять, что по своей гармонии они близки к творчеству Константина Батюшкова, Александра Пушкина, Евгения Баратынского. Он, как и эти великие поэты, сумел передать реальный и естественный облик природы.

Отличительная черта пейзажей Щедрина

 Отличительной чертой пейзажей Щедрина считается присутствие человека практически на всех его картинах. Причём они не смотрятся статистами, просто оживляющими пейзаж, или же в качестве моделей, демонстрирующих масштабы архитектуры. Люди на его картинах находятся в абсолютно естественных условиях и заняты повседневной работой. Хотя в остальном художник следовал правилам академической школы, усвоенным в период обучения.

 Ещё все его картины чётко поделены на планы, в них идеально выстроено освещение и перспектива.

«Веранда, обвитая виноградом»

 Картина «Веранда, обвитая виноградом» относится к неапольскому периоду художника. На этот момент Щедрин уже обжился в Италии, свободно общался с жителями, проникся красотой местной природы.

 Теперь в написании залитых солнцем улиц, террас и морских берегов появилась ранее несвойственная ему уверенность. Кроме того, художник решил поэкспериментировать и это ему удалось. В этой работе он передал игру солнечных бликов и особенности нагретого южного воздуха.

 В тёплые золотистые оттенки он добавил холодные подтона – голубые с уходом в серый и серебристые, сиреневатые краски. Эти тонкости позволяли художнику идеально изобразить особенности итальянской природы, колористику южной Италии, которая кажется зрителю идеальным для жизни миром, тёплым, дружественным, залитым счастьем и гармонией.

Перспектива

 «Веранда, обвитая виноградом» может похвастаться и идеально просчитанной перспективой, что впрочем, присуще работам этого художника.

 Два просвета между увитых листвой балок уходят вдаль и открывают великолепный вид на море. Серебристый блеск тёплой воды притягивает взгляд; живописная скала выступает слева из водной глади и тянется вверх. Кружевные листья пересекают прогалы между балками, обрамляют веранду.

  Простые итальянские труженики на картине спрятались в тень от полуденного солнца. После обеда в Италии наступает несколько часов заслуженного отдыха, когда никто не работает – так было всегда, и именно такой момент изображён на картине.

 Босоногий мужчина в белой одежде и щеголеватой ярко-красной шапочке, скорее всего рыбак, беззаботно сидит на парапете, о чём-то разговаривая с мальчишкой в широких штанах. На голове мальчика – соломенная шляпа с широкими полями, отлично защищающая лицо от солнца. Чуть дальше стоит женщина в ярких одеждах.

   Ещё один мужчина дремлет прямо на полу, прислонившись спиной к стене; рядом с ним кувшин и остатки обеда. Все фигуры изображены в натуралистичных позах, картина дышит спокойствием и расслабленностью…

Отправная точка для других мастеров

 Так получилось, что Сильвестр Щедрин прожил в Италии, которую полюбил всем сердцем, до конца своей недолгой жизни. Эта страна перестала быть для него чужбиной, однако, о том свидетельствуют его письма на родину, он всё равно оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искусства.

  Живописец продолжал много работать, несмотря на развивающуюся тяжёлую болезнь печени. Щедрин был широко известен, имел много заказов, поэтому 1820-е годы были заполнены неустанным трудом. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто. Однако можно утверждать, что его работы стали отправной точкой в становлении таких всемирно известных живописцев, как Саврасов, Шишкин, Левитан и Васильев.

щедрин
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Санкт-Петербурге. 1815
Терраса в Сорренто. 1825
щедрин
Сильвестр Щедрин. «Веранда, обвитая виноградом». 1828 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»: Луи Каравак представлен в Третьяковке