Стефан Бакалович — академик исторической живописи

стефан бакалович

Художник Стефан Бакалович на картине «Римский поэт Катулл читает свои стихи друзьям», которая хранится в Третьяковской галерее, изобразил поэта, сидящего на мраморной скамье спиной к зрителю. В правой руке он держит восковую дощечку с процарапанными на ней с помощью стилоса поэтическими строками. Рядом стоят слушатели, внимающие его речам.

Картина «Римский поэт Катулл читает свои стихи друзьям» была написана в Риме, где с 1883 года Бакалович находился в качестве пенсионера Императорской Академии художеств. В 1886 году она экспонировалась на академической выставке в Петербурге. Вместе с ней зритель увидел ещё несколько работ художника «Соседки», «Послание», «Вечерний разговор».

Полотна очень понравились комиссии и Стефан Бакалович получил звание академика исторической живописи. Но особой чести был удостоен «Римский поэт Катулл читает свои стихи друзьям». Эту картину меценат Павел Третьяков сразу приобрёл для своей коллекции.

Русский Альма-Тадема

Бакаловича можно смело назвать одним из наиболее значительных мастеров академического искусства в России второй половины XIX века.

Его картины пользовались успехом, а самого художника считали одним из столпов позднего академизма. Вот как напишет о нём и его работах известный издатель Фридрих Арнольд Брокгауз: «весьма ценимые знатоками и в последнее время часто приобретаемые Государем, Государыней и членами Императорской Фамилии. Бакаловичем восхищались, сравнивали с Г.И. Семирадским, называли русским Альмой-Тадемой, превозносили его изумительное мастерство и тонкость письма, красоту композиции и рисунка, грациозность и поэтичность сюжетов. И, главное, покупали».

Кстати, скорее всего именно поэтому несколько работ Бакаловича представлены сейчас в Третьяковской галерее на выставке «Генрих Семирадский. По примеру богов». Ведь эти два автора писали в одной тематике. И оба были незаслуженно забыты…

Одарённый ученик

Стефан (Степан) Владиславович Бакалович родился в Варшаве 15 октября 1857 года в семье польского исторического живописца и портретиста Владислава Бакаловича и варшавской актрисы Викторины Бакаловичевой.

Среди работ отца особым успехом пользовались миниатюры, написанные на тему жизни французского двора времён правления короля Франции и Польши Генриха II Валуа. Также широко известны его произведения на литературные сюжеты, в частности, по мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетёра». Работы старшего Бакаловича экспонировались на парижских салонах, в Варшаве, Брюсселе, Берлине, Лондоне и Вене.

Стефан рано стал рисовать и отец, заметив талант сына, отдал его учиться в Варшавскую рисовальную школу. Педагогами мальчика стали известные польские живописцы Войцех Гереон и Александр Каменский.

Бакалович оказался настолько одарённым учеником, что в 1876 году дирекция школы обратилась в Петербургскую Академию художеств с просьбой принять его к обучению и назначить, как нуждающемуся, стипендию.

Стефан Бакалович был допущен к вступительным экзаменам в Академию художеств, после их успешного прохождения принят в фигурный класс, и уже через несколько месяцев за успехи переведён в класс натурный. В академии его наставниками были Василий Верещагин и Павел Чистяков.

Успехи

Успехи студента каждый год отмечались наградами. В 1877 году он получил Малую серебряную медаль за рисунок с натуры и такую же – за этюд. В 1878-м — Большую серебряную медаль за этюд. Затем Большую серебряную медаль за рисунок и Малую серебряную медаль за эскиз «Смерть Германика», Малую золотую медаль за программу «Иаков узнаёт одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет».

Важно отметить, что уже тогда все отмечали изящный стиль будущего живописца, который напоминал росписи по фарфору.

В 1881 году за программу «Св. Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух иноков» молодой художник получил Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу на пять лет. Однако этот сюжет из русской истории, благодаря которому он смог обучаться за границей, как ни странно остался лишь эпизодом и не продолжился в будущем.

Польша, Франция, Италия

Первую остановку Бакалович сделал в Кракове, где познакомился со знаменитым польским живописцем, автором батальных и исторических сцен Яном Матейко. Под его началом он создал небольшое полотно из времён войн Литвы с Тевтонским орденом.

Затем была Франция, Алжир, где он писал этюды для пейзажей и портреты местных жителей. А потом Стефан Бакалович попал в Рим и остался там навсегда. Его, как впрочем, и многих его коллег по творческому цеху пленили солнце, пышная природа, величественные памятники, колоритные типажи.

И как результат, из-под его кисти стали выходить полотна, написанные исключительно на сюжеты из древней греко-римской жизни. Он изучал историю и археологию, много времени проводил в Помпеях, ездил по римским окрестностям, писал этюды и пейзажи, набрасывал головки хорошеньких итальянок…

Но и связь с Россией Бакалович не терял: регулярно отправлял свои картины, которые выставлялись на академических выставках. Любители живописи, посещавшие эти экспозиции, всегда оставались довольны, ведь Бакалович присылал из Рима очень красивые работы. Полотна, в прямом смысле слова, шли нарасхват…

Ободрённый таким успехом и спросом на свои картины, художник стал писать полотна похожего содержания, а порой и вовсе повторял понравившиеся зрителю сюжеты. Иногда мог просто ограничиться лишь изображением стоящей женской фигуры на фоне античных драпировок или стен: «Помпеянка», «Октябрь»(1889), «Римская цветочница» (1900), «Продавщица фруктов» (1903).

В 1903 году Бакалович поехал в Египет, после чего сюжеты картин несколько изменились. Теперь он стал писать египетских девушек, египетскую экзотику и пейзажи Верхнего и Нижнего Египта.

Параллельно он пишет много портретов, только в России об этой странице его творчества мало что известно.

Разрыв с Россией

Отношения с Академией художеств прекратились неожиданно. В 1913 году она отказала Бакаловичу в устройстве персональной выставки с формулировкой, что его картины «тематически устаревают». Вполне понятно, что это обидело художника, который уже считал себя великим мастером.

Через год в последний раз он показал в Санкт-Петербурге картину с довольно символичным названием: «Последние лучи». И всё… После этого связь художника с Россией оборвалась. Но это вовсе не означало, что поклонники его сразу забыли.

Но Бакалович отныне выставлялся только на своей новой родине и участвовал в Международных выставках. Например, в 1921 году с большим успехом прошла его персональная выставка в Риме. А в 1936 году художник вошёл в состав правления польской организации художников «Капитолий», основанной в Италии.

Скончался Степан Владиславович Бакалович в Риме 28 ноября 1947 года, дожив до 90-летнего возраста. Похоронен на кладбище Кампо-Верано.

Его картины выставлены в постоянной экспозиции Русского музея и Третьяковской галереи, Киевского музея русского искусства, ряда провинциальных музеев, представлены в частных собраниях.

Для информации. Римский поэт Катулл Гай Валерий (ок. 87 – ок. 54 до н.э.), которого современники называли «римским светильником», родился в Вероне, переселился в Рим, где стал во главе кружка молодых поэтов-неотериков. Неотерики, среди которых можно отметить Кальву и Цинну, стремились к простоте и изяществу литературного языка. Кроме того, они проявляли интерес к форме поэтических произведений и обогатили римскую поэзию новыми стихотворными размерами. В стихах Катулл часто обращается к своим друзьям.

При подготовки публикации использовались следующие материалы:

Академик С. В. Бакалович // Нива. — 1911. — № 38
Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке. — 3-е изд. — М.: Республика, 1999.

Нестерова Е. В. Позднеакадемическая живопись в России : Исторический жанр: тенденции, направления, имена 

стефан бакаловичстефан бакаловичстефан бакаловичстефан бакаловичстефан бакалович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво»: уют деревенского дома Юона