Яков Капков создал картину по эпизоду из жития митрополита Алексия

яков капков

Картину «Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы жены Чанибека, хана Золотой Орды» Яков Капков создал на пике творческой активности. Искусствоведы датируют её первой половиной XIX века, а именно — концом 1830-х — началом 1840-х гг. Полотно приобрёл Павел Третьяков, что демонстрирует, насколько внимательно он относился к знаковым сюжетам отечественной истории.

История исцеления жены хана Золотой Орды русским митрополитом Алексием обросла большим количеством мифов. Православная церковь признает её истинным чудом.

Сюжетом для полотна стал эпизод из жития митрополита Алексия (1290-е – 1378), который прославился в миру своими благими делами и заботой о восстановлении церквей, разрушенных за время нашествия татар.

Согласно летописям, в августе 1357 года святитель Алексий отправился в Золотую Орду, где исцелил жену хана Чанибека (Узбека). До этого ханша Тайдула три года страдала от тяжёлой болезни глаз и других недугов. К сожалению, история оставила немного информации об этой сильной женщине, обладающей большой властью сначала при муже, а потом при сыне и внуке.

Ханша Тайдула

Ханша Тайдула прославилась в христианском мире как заступница и помощница в разрешении конфликтов. Это сыграло главную роль в намерении митрополита оказать ей помощь. Перед опасной поездкой в Орду митрополит Алексий провёл богослужение в Успенском соборе Московского кремля.

Во время службы у раки святого митрополита Петра чудесным образом зажглась свеча. Из воска этой свечи Алексий сделал малую свечку, которую и возжёг над больной ханшей.

В Житии святого митрополита Алексия говорится о вещем сне, увиденном Тайдулой. Вроде как митрополит приснился царице в богатых святительских одеждах. Когда ханша проснулась, то приказала приготовить митрополичье облачение, увиденное во сне. Вот как это событие описывают летописцы. «В лето 6865-е взя царь Чжанибек Тивирижское царство. Тое же осени прииде из орды посол силен, именем Кощак, и велика бысть истома князем русским, а после от царицы. Тогда же прииде посол от царицы Тайдуллы из орды к митрополиту Алексию, зовущи его в орду, да пришед посетит нездравие ея; он же нача яко на путь потребная готовити, и се тогда загореся свеща сама собою у гроба чудотворца Петра, августа 18. Митрополит же пев молебен со всем клиросом и свещу ту раздроби и раздаст народу на благословение. И того же дни пойде в орду и, пришед тамо, болящую царицу исцели, и паки вскоре отпущен бысть с великою честию»…

Ханша щедро наградила своего исцелителя. В знак благодарности она подарила митрополиту перстень и вручила грамоту, освобождающую Русскую церковь от дани.

Она также передала Алексию земли ордынского подворья в Московском Кремле, которое было резиденцией послов Золотой Орды. Эти знаковые события стали поводом для основания на территории Кремля Чудова монастыря, который получил своё название от соборного храма Чуда святого архистратига Михаила в Хонях.

Исцеление

На картине, которую можно увидеть в Третьяковской галерее, изображён момент, когда святитель в мрачных покоя Тайдулы поёт молебен над её ложем. В левой руке он держит зажжённую свечу, которую слепил сам, а правой окропляет царицу святой водой.

Яков Капков явно преувеличил страдания Тайдулы. Простим ему это… В конце концов, художнику разрешается придумывать… Он написал женщину с безжизненно запрокинутой на подушки головой. Чёрные густые волосы растрёпаны, на груди лежит слабая рука… Однако именно эта патетика и придаёт моменту особую значимость.

К слову, сюжет с прозрением Тайдулы художники использовали в иконописании. Одну из чудотворных икон можно увидеть в храме Илии Пророка в Черкизове. Говорят, если зажечь возле неё свечу и попросить об исцелении зрения, то обязательно поможет.

Кроме того, чудо исцеления ханши также нашло отражение в историческом романе Дмитрия Балашова «Ветер времени» из цикла «Государи Московские».

Яков Капков

Яков Фёдорович Капков родился в 1816 году. Происходил он из семьи крепостного крестьянина князя Михаила Семёновича Воронцова, того самого, под началом которого служил Александр Пушкин. 

Начальное художественное образование получил в мастерской Алексея Егорова. Несмотря на крайнюю бедность, в прямом смысле слова перебиваясь с хлеба на квас, решил собрать денег и купить себе вольную. Очень желал обучаться в Академии художеств и попытал-таки счастья… Отобрал несколько лучших своих рисунков, показал барину и попросил вольную. Самое удивительное, что князь, увидев в нём талант, отпустил Якова без всякой платы. Этот щедрый жест пошёл юноше во вред.

Капков ударился во все тяжкие и истратил приготовленные на выкуп денги. В итоге ему стало стыдно, он кинулся в ноги отцу и умолял определить его в Академию. И в 1832 году юноша поступает на обучение в Императорскую Академию художеств пенсионером Общества поощрения художников.

Его наставником стал великий Карл Брюллов, который обратил внимание на юношу благодаря его копии картины Гвидо Рени «Архангел Михаил». За время своей недолгой творческой карьеры Капков проявил себя как исторический живописец, портретист и жанрист. Известны его копии с произведений Карла Брюллова и Фёдора Моллера.

В 1842 году за картину «Смерть Алкивиада» Капков получил малую золотую медаль, а в 1845 году за исполнение программы «Силоамская купель» его наградили большой золотой медалью и званием классного художника XIV класса.

Судьба и карьера

Вскоре его отправили в Италию. Однако из-за сложившейся в Европе политической ситуации он был вынужден вернуться на родину вместе с другими русскими художниками. В 1850 году его опять отправляют за границу, в этот раз в Голландию и Испанию.

Не известно, как бы как сложилась его судьба и карьера, если бы не смерть сестры, которая содержала мачеху, ставшую вдовой. Он вновь возвращается в Петербург и покупает на последние деньги небольшой домик. Больше Капков никуда не ездил. До самой смерти проживал в столице Российской империи, где и скончался 29 марта 1854 года.

Согласно статье Александра Сомова в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, лучшими картинами Якова Капкова считаются: «Татьяна, читающая своё письмо к Онегину», «Мария и Зарема» и «Вдовушка». Также им были написаны несколько прекрасных портретов, в том числе профессора Куторги, семейства Черткова, госпожи Резановой, Бенуа и другие.

яков капков

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

H. C. Капков, Яков Федорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Сомов А. А. Капков, Яков Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Кривцов Д. Ю. Дар Ханши Тайдулы митрополиту Алексею: реальность или легенда? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2005. — № 3 (21).
Кривцов Д. Ю. Рассказ о поездке митрополита Алексея в Золотую Орду в литературных источниках и историографии // Мир истории. — 2002. — № 5.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Расул Гамзатов на портрете Юрия Космынина