«Царь Иван Васильевич Грозный»

царь иван васильевич грозный

«Царь Иван Васильевич Грозный»  — самая известная картина Васнецова, написанная им на историческую тематику

царь иван васильевич грозный

 

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» была закончена Виктором Васнецовым в начале 1879 года и выставлена на 15-й Передвижной выставке Товарищества художников. Экспозиция стала юбилейной и тот факт, что Васнецов решил представить полотно на суд зрителя говорит только об одном — мастер считал своё произведение удавшимся. Вряд ли художник решился бы его показать, будь работа не завершённой. К слову, картину «Богатыри» он тогда не выставил именно по этой причине.

   Полотно «Иван Грозный» по праву признано достоверно отразившим не только личность этого царя, но и эпоху, в которую тот жил. Надо отметить, что сам Васнецов был убеждённым монархистом и фигура царя для него была священной. Поэтому мастер постарался отобразить особенности восприятия царя в народном сознании, которого считали не только грозным, но и мудрым правителем. Кроме того, показал и свои знания по истории и архитектуре.

   Итак, Иван Васильевич шествует по лестнице внутри царских палат. Взгляд его тяжёл, суров, грозен. Но ярости, болезненной жестокости, которую обычно приписывают историки этому правителю, на его лице нет. Васнецов изобразил мудрого царя, великого государственного деятеля. Золотой цвет монаршей шубы еще сильнее подчеркивает его исключительность и величие. Это твердый волей, решительный, умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства. И в то же время он глубоко одинокий.  Так получилось, что он оказался выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Более того, облик Ивана Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников.

Васнецов первым показал царя живо и убедительно

    Фигура Грозного в рост занимает по вертикали почти все полотно, что при малой ширине картины усиливает впечатление величественности, доминирования над окружающим. Колорит картины строгий, выдержанный. Золотистый тон парчового одеяния Грозного, покрытого темными цветами восточного рисунка, переходит с одной стороны в темно-красный цвет бархата сапог, с другой – в ярко-зеленый тон рукавиц.

    В его тщательно и выразительно выписанных руках — посох, который смотрится как оружие. Ведь именно этим посохом он проткнул ногу слуги своего заклятого врага князя Курбского. Гулял сей жезл и по спинам боярским. В другой руке — четки, символ глубокой веры и набожности православного царя.

    Под ногами у царь красная ковровая дорожка, явно намекающая на то, что путь властителей на Руси всегда был залит кровью. Кажется, ещё мгновение и нога грозного самодержца наступит на изображение герба — византийского двуглавого орла. Это тоже символично. Великому самодержцу удалось перестроить систему управления в стране, пусть и страшной ценой, но сделать государство современным…

Образ Ивана Грозного завладел Васнецовым ещё в  1878 году

  Большое значение в картине уделяется древнерусской архитектуре, на фоне которой изображён главный герой. Художник с исторической точностью передает старинные постройки. На картине показана только небольшая часть внутренней лестницы. Однако реально ощущаются её крутые повороты и узость, что было типично для древнерусских зданий. Маленькое окошечко с полукруглым верхом, а вид из него словно приоткрывает завесу прошлого. Вот как вспоминает брат художника Аполлинарий его переживания после переезда в Москву и знакомство с памятниками старинного русского зодчества: «Брат удивил нас всех подлинными слезами умиления перед Кремлёвскими стенами, Василием Блаженным и остальными памятниками. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, обегая всю Москву. Так могуча была в нем любовь к родному».

   Надо сказать, что картина была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им в 1878 году, когда переехал в Москву. О том же написал и критик Владимир Стасов: «Всего же более нужна и дорога была Москва Васнецову. Это была натура совсем особенного рода. Это был человек, который всем существом своим дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом…»

   Можно с уверенностью сказать, что эти впечатления и стали основой творческого замысла и построения композиции картины «Царь Иван Васильевич Грозный».

    «Не знаю отчего, — говорил мастер, — но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного, в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoс».

   Так каким же был Иван Грозный на самом деле?

Факты опровергают жестокость царя

    Историк Николай Скуратов в статье «Иван Грозный — взгляд на время царствования с точки зрения укрепления государства Российского» пишет:

    «Обычному, несведущему в истории человеку, который не прочь иногда посмотреть фильмы и почитать газету, может показаться, что опричники Иоанна Грозного перебили половину населения страны. Между тем число жертв политических репрессий 50-летнего царствования хорошо известно по достоверным историческим источникам. Подавляющее большинство погибших названо в них поименно… казнённые принадлежали к высшим сословиям и были виновны во вполне реальных, а не в мифических заговорах и изменах… Почти все они ранее бывали прощаемы под крестные целовальные клятвы, то есть являлись клятвопреступниками, политическими рецидивистами».

   Более того, за 50 лет правления Грозного к смертной казни были приговорены не более 4-5 тыс. человек. Но из этой цифры надо убрать казнённых бояр до 1547 года, то есть до венчания Иоанна Васильевича на царство. Не может же он отвечать за взаимные убийства различных боярских кланов, рвавшихся к власти.

   Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Для сравнения: во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I — более 120.

   Если же эпоху Грозного сравнить с ситуацией в Европе, то получится следущее. В 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции было перебито свыше 80 тысяч протестантов. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч и 20 тысяч человек в Гарлеме. В Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек.

   За время царствования Иоанна Грозного прирост населения составил 30-50%, за время правления Петра I убыль населения составила 40%.

Что Иван Грозный сделал для Руси

    Иван Грозный сделал попытку не только упорядочить некоторые отношения между сословиями, но и пытался ограничить произвол власти. Это нашло отражение в судебнике 1550 года. Согласно записанным там постановлениям, крестьянским общинам предоставлялось право самоуправления. Кроме того, представители высших сословий не могли задерживать без оснований представителей низших сословий. Если последнее происходило, то «обесчещенные» могли потребовать уплату деньгами или кровью за нанесённый им ущерб. Если же доходило до крови, то любой желающий мог бросить обидчику вызов на любом из видов оружия. Единственным ограничением для своеобразных поединков было то, что их нельзя было проводить без участия местного воеводы, который должен был выступать в качестве свидетеля.

   При Иване IV в русском войске появились задатки регулярной армии, что оказало впоследствии немалое влияние и на петровскую армию. Так, при Иване был реорганизован «наряд» или артиллерия. Пушки времен Иоанна, изготовленные мастером пушечных дел Андреем Чоховым, прослужили вплоть до воцарения Петра I и его военной реформы. При Иоанне IV начали формировать стрелецкие полки, которые не только не уступали воинским образованиям Европы, но в некотором отношении их превосходили.

Особое внимание царь уделял культуре

   Годы правления Иоанна Грозного были ознаменованы, как сказано выше, бумом рождаемости. За годы его правления число подданных русского царя увеличилось с 8-9 млн до 12-13 млн. человек. И это благодаря тому, что Иоанн поднял уровень жизни народа. Достигнуто это было с развитием мещанских и крестьянских общин, на которые делилось почти всё общество низших сословий.

  Особое внимание Иван Грозный уделял культуре и просветительству. При нём был возведён один из наиболее узнаваемых символов России – храм Василия Блаженного и для царской библиотеки в единственном экземпляре написан Лицевой летописный свод в 10 томах. В нём собраны события мировой и русской истории, охватывающие период от «сотворения мира» до 1567 года. Иван Грозный покровительствовал книгопечатанию и слыл даже в просвещённой Европе человеком выдающегося ума и эрудиции. Известно, что особую слабость царь питал к шахматам. Однако большинство потомков о нём знают только как об основателе опричнины, многоженце и сыноубийце.

Почему оклеветали эпоху царствования Ивана Грозного?

   Католическая церковь, потеряв надежду сломить Русскую Державу и Православную Русскую Церковь путём крестовых походов, стремилась теперь добиться этого обманом. Поначалу  Ивану Грозному пообещали приобретение территорий, ранее принадлежавших Византии. Однако, как пишет в «Истории Русской Церкви» Михаил Толстой, «надежды папы и старания Поссевино (папский легат, дипломат — авт.) не увенчались успехом. Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлёкся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима».

    Комментируя историка, митрополит Иоанн писал: «Известный историк Русской Церкви мог бы добавить, что происки Рима в отношении России имеют многовековую историю, что провал миссии сделал Поссевино личным врагом царя, что само слово «иезуит», из-за бессовестности и беспринципности членов ордена, давно сделалось именем нарицательным, что сам легат приехал в Москву уже через несколько месяцев после смерти царевича и ни при каких обстоятельствах не мог быть свидетелем происшедшего».

   Итак, ответ на вопрос: почему вдруг подверглись клевете именно Иоанн Васильевич Грозный и время его царствования, более чем прост. Сильная Россия Западу была страшна. А царь Иван Грозный создавал Московское царство могучим, боролся за чистоту веры и укреплял Православное Русское Самодержавие, основы которого заложил святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

Запад прибег к клевете

   Не имея возможности уничтожить Русь военным путем, Запад прибег к клевете, назвал сыноубийцем и принялся всячески подрывать авторитет верховной государственной власти в России.

   Первым одного из величайших русских самодержцев оклеветал папский шпион Антоний Поссевино. Монах-иезуит Поссевино приехал в Москву в 1581 году, чтобы послужить посредником в переговорах русского царя с польским королем Стефаном Батори. Последний, как известно, в ходе Ливонской войны вторгся русские земли. Будучи легатом папы Григория XIII, Поссевино надеялся с помощью иезуитов добиться уступок от Иоанна IV, пользуясь сложным внешнеполитическим положением Руси. Его целью было вовсе не примирение враждующих, а подчинение Русской Церкви папскому престолу…

   Начатое итальянцем подхватил германский шпион Генрих Штаден. Он написал клеветнические записки, которые русский историк Николай Карамзин посчитал правдивыми, и которые позже были разоблачены историками. К примеру, Иван Полосин назвал их «повестью душегубства, разбоя, татьбы с поличным», причём отличающейся «неподражаемым цинизмом». По словам другого историка Степана Веселовского, «они представляли собой бессвязный рассказ едва грамотного, необразованного и некультурного авантюриста, содержащий много хвастовства и лжи».

   А историк Иван Забелин и вовсе писал: «Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах и идеалах не смеем и помышлять. Идеального в своей истории мы не допускаем… Вся наша история есть тёмное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так дальше. Лицемерить нечего: так думает большинство образованных русских людей…»

«Нужно показать, почему нужно быть жестоким»

  К слову, инструктируя создателей фильма «Иван Грозный» режиссёра Сергея Эйзенштейна и исполнителя роли царя — Николая Черкасова, Иосиф Сталин сказал: «Иоанн Грозный был очень жёстким. Показывать, что он был жёстким, можно. Но нужно показать, почему нужно быть жёстким. Одна из ошибок Иоанна Грозного состояла в том, что он не уничтожил пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять крупных семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени».

   Жаль, конечно, что царь Иван Грозный, которого по праву можно назвать великим правителем, на долгие века предстал в глазах потомков злобным тираном. Нынче истины уже не найти. Одно ясно, и сей факт никто отрицать не посмеет, — западный мир, к тому времени «прославившейся» ужасами инквизиции, хотел показать,  что в России порядки не лучше.

 

Публикация по теме «Царь Иван Грозный убивает своего сына»

Наталья Швец

Фото: репродукция картины В. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»