Василий Перов: «Никита Пустосвят. Спор о вере»

никита пустосвят

«Никита Пустосвят. Спор о вере» — самая большая по размеру картина Василия Перова. Её параметры — 336,5 х 512 см. Художник работал над ней в 1880–1881 годах, хотя некоторые искусствоведы считают, что писать полотно он начал в конце 1870-х. 

Но что именно изобразил художник? А запечатлел Перов реальное историческое событие времён московской смуты 1682 года — спор о вере.

В левой части полотна мы видим царевну Софью Алексеевну, архиепископа Афанасия, патриарха Иоакима. Рядом с царевной — её тетя Татьяна Михайловна, у подножия трона — царица Наталья Кирилловна из Нарышкиных и царевна Мария Алексеевна из Милославских. В правой — суздальский священник Никита Пустосвят (Добрынин) и поддерживающие его раскольники-старообрядцы. Кстати, Пустосвятом его назвали оппоненты.

Немного из истории. После смерти царя Фёдора III Алексеевича из династии Романовых произошёл стрелецкий бунт. В результате его царевна Софья стала регентшей при малолетних царях Иване и Петре. Однако раскольники-старообрядцы, выступавшие против религиозных нововведений, почувствовали ослабление центральной власти. И 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля им с Никитой Добрыниным удалось устроить спор о вере.

Спор о вере превратился в драку

В Грановитую палату Кремля, по версии историка Сергея Соловьёва, раскольники ворвались с шумом и стали требовать восстановить «старое благочестие» на Руси. Именно этот момент и изобразил Василий Перов.

Раскольники принесли иконы, книги, кресты и предъявили патриарху Иоакиму и царевне Софье челобитную. Мы видим, как Никита Добрынин, расколоучитель из Суздаля, выходец из бедного провинциального духовенства, «приложил» крестом архиепископа холмогорского Афанасия. Он наступил лаптем на новопечатную книгу, исправленную по греческим образцам, и рвётся к царевне Софье и патриарху Иоакиму. А в руках восьмиконечный старообрядческий крест, которым он грозно размахивает.

Свидетели утверждают, что патриарх просил у незваных гостей, зачем они пришли. Никита Пустосвят ответил, что они хотят говорить о православной вере и её исправлениях. Иоаким ожидаемо возразил, что им не подобает исправлять что-то в церковных делах. К разговору присоединился архиепископ Холмогорский Афанасий. Но Пустосвят подскочил к нему и ударил: «Что ты, нога, выше головы ставишься? Я не с тобою говорю, а с патриархом». Стрельцы схватили Пустосвята и оттащили его от Афанасия. Слово взяла Софья Алексеевна: «Видите ли, что Никита делает? В наших глазах архиерея бьёт, а без нас и подавна бы убил».

Диспут, который носил не только религиозный, но и политический характер, быстро вылился в банальную драку.

Софья распорядилась схватить Пустосвята. Потом его обезглавят на Лобном месте на Красной площади, а раскольников сошлют в заточение в монастырь.

Николай Пустосвят и царевна Софья

Василий Перов изобразил как раз тот момент спора, когда он достиг наивысшей точки кипения. Никиту Пустосвята он поместил практически в центр. Священник стоит с крестом руках, в старом подряснике с открытыми худыми плечами. Одна его нога на свеженапечатанной церковной книге.

К слову, Леонид Дитерихс говорил, что Пустосвят Перова может стать отдельной картиной. И что фанатичный характер этого персонажа «поразительно верно разгадан».

Царевна Софья, которую можно узнать по дорогой парчовой одежде и гордому взгляду, — слева. Она в возмущении встала с трона и гневно смотрит на незваных гостей. Хотя ей всё же удаётся контролировать эмоции. Рядом с Софьей стоит патриарх Иоаким, к которому пытается прорваться Пустосвят.

Справа от Пустосвята — монах Сергий с челобитной. На полу лежит архиепископ Афанасий, по которой только что пришёлся удар Никиты.

Есть и яркие безымянные фигуры, собирательные образы: старик, указывающий на свиток; раскольник, выглядывающий из-за стрельца; священник, держащий икону.

История 

Перов работал над картиной в 1880–1881 годах. Правда, есть мнение специалистов, что писать её он начал в конце 1870-х. Однако все единодушны в том, что мастер хотел завершить «Спор о вере» к 200-летию со дня произошедшего, то есть к 1882 году. 

За основу Перов использовал роман Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна» (1879 г.) Но идея создания этой картины появилась у Василия Григорьевича после общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским. С ним он обсуждал историю раскола Русской церкви. И Мельников-Печерский устно набросал Перову портреты, нужные для написания фигур слева. Образ Никиты Пустосвята художник писал с натурщика-бродяги. А для образа царевны пользовался гравюрой Леонтия Тарасевича, сделанной при жизни Софьи.

К великому сожалению, окончить картину Василий Перов не смог. Последний год жизни он был сильно болен, слаб и с трудом держал кисть в руках. После смерти мастера полотно купил Павел Третьяков. Сегодня оно находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Картина на выставках

Интересный факт: картину не показывали на выставках при жизни художника. В 1877 году, выйдя  из Товарищества передвижных художественных выставок, он практически не принимал участия в выставочной деятельности. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку, открывшуюся в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора. Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки, но по какой-то причине там не экспонировалась.

Однако в 1883 году полотно включили в каталог посмертной выставки произведений Перова, проходившей в Санкт-Петербурге. Специалисты получили возможность ознакомиться с картиной, но не всем она понравилась. Например, художник Владимир Осипов высказал следующее мнение: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Масса фигур, движения самые крайние, композиция запутанная, пятна совершенно нет, — но типы попадаются удачные, картина только подмалёвана».

Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Спор о вере» предстала перед зрителями на выставке в 1933-1934 годах в Москве. Затем её показали на выставке 1934 года в Ленинграде. Эти экспозиции посвятили 100-летию со дня рождения Василия Перова.

Также полотно «Никита Пустосвят» экспонировали на выставке произведений Перова к 150-летию его рождения. Эта выставка проходила в 1984—1985 годах в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске.

Критики о картине

В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят — «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей».

Стасов считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине». Но признавал, что у Перова плохо получились «многосложные» сцены, и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды».

Искусствовед Владислав Зименко считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной. Тем не менее признавал выразительность ряда образов, среди которых выделял фигуру Пустосвята. 

Художник Николай Ге считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался, и он поднимался всё выше и выше».  

никита пустосвят

 


При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Сайт ГТГ
Антоненко С. Г. «Мы пришли не о грамматике с тобой говорить…» Староверы и власть на полотне Василия Перова // Родина. — 1996. — № 10. 
 Верещагина А. Г. Некоторые проблемы исторической живописи В. Г. Перова // Советское искусствознание. — 1988. — № 24. 
 Дитерихс Л. К. В. Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельность. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлиха, 1893. —

Лесков Н. С. О картине «Никита Пустосвят» // Художественный журнал. — 1887. — № 11. 

Обухов В. М. В. Г. Перов. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 112 с.

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — М., 1962. — Т. 13 (книга VII).
Стасов В. В. Избранные сочинения / С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1937. — Т. 1.

Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. 


Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «В сельской библиотеке» — дипломная работа, которую приобрела Третьяковка