Дебют принёс славу

дебют

Дебют принёс Татьяне Яблонской славу и Сталинскую премию

дебютВ 1950 году Татьяна Яблонская представила на суд зрителю огромное, почти в четыре метра длиной полотно – «Хлеб». Дебют оказался удачным. Он принёс художнице славу и Сталинскую премию II степени в размере 50 тыс. рублей. В 1958 году картина была награждена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе.

    В своей работе молодая художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в колхозе имени В.И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области. Этот колхоз в селе Летава считался одним из наиболее благополучных хозяйств Советской Украины. Там трудились одиннадцать Героев Социалистического Труда, а 200 членов колхоза были награждены орденами и медалями.

    В хозяйстве, раскинувшемся на несколько десятков километров, были универмаг, клуб и школа-десятилетка, созданы условия для занятий спортом, шахматами. Работала одна электростанция, строили вторую. Любительский хор «Ланка» был хорошо известен многим, в том числе и в столице республики.

За лето она написала более 300 рисунков

   Общительная и приветливая Татьяна Ниловна сразу же завоевала уважение у колхозников, которые видели с каким рвением она работает. К тому же, художник не скрывала своего восхищения масштабами работ в Летаве и всеми, кто там трудился на благо страны.

  Её постоянно можно было встретить с этюдником и рисовальными принадлежностями на ферме, в поле, у молотилки. По её словам, в то время она рисовала просто «запоем». Всё ей казалось очень интересным, захватывающим. Неудивительно, что за лето собралось более трёхсот рисунков и эскизов. Потом именно они помогут при создании сделавшей её знаменитой картины.

   «Ощущение этого коллективного труда, его боевой темп и радостный ритм очень запали мне в душу,— напишет потом Яблонская. — Когда началась уборка и я попала на огромный колхозный ток, то поняла, что именно здесь найду свой сюжет и смогу, может быть, выразить то, что меня переполняло. Огромные вороха золотой пшеницы, стрекотание веялок, гудение молотилки, автомашин, перекличка весёлых голосов, ловкие, ухватистые, полные красоты движения женщин в белоснежных «хустках» (платках), огромные скирды снопов, как крепости, стоящие на току, — все это сразу поразило меня мощной, радостной симфонией труда».

Первые эскизы

  Первые этюды и эскизы слабо напоминали будущую картину. На одном из них «У молотилки» можно увидеть сочную фактурную живопись, элементом которой «стал не закрашенный белый грунтованный картон». На другом — «Вечер на току», хотя там и присутствуют машины, пустые вёдра и полные мешки, но он безлюден…

  Ещё известны эскизы к картине «Девушка, засучивающая рукав», «Девушка, завязывающая мешок», «Улыбающаяся колхозница», этюд головы наклонившейся девушки и многие другие. Все они были написаны весной и летом 1949 года во дворе Киевского художественного института у кучи песка, который должен был имитировать рассыпанное на току зерно в Летаве.

  Как потом скажет Яблонская, решение проблемы композиции полотна пришло неожиданно: «Помню, в один счастливый день какого-то ясновидения я решила резко увеличить и разлить по всему холсту огромный ворох зерна. Хотелось, чтобы хлеб, ради которого и работают эти люди, звучал в картине с большой силой и радостью. Одновременно я сделала зерно гораздо светлее, чтобы оно сверкало на солнце. В этот день появилось название картины «Хлеб». Оно очень помогло мне в работе и не давало отклониться в сторону».

   Благодаря этому в картине возникла смысловая, композиционная, цветовая и световая доминанта — отливающая золотом груда зерна. От эскиза к эскизу вширь и ввысь росла соломенная скирда, «закрывая небо и просторы скошенных полей».

Погрешности исправила на месте

  Детали композиции она неоднократно проверяла на натуре. Совок, изображённый на первом плане, склеила из картона, сама сшила маленькие торбочки и раскрасила их под мешки, чтобы писать их на пленэре…

  Однако само полотно она писала в маленькой мастерской в Художественном институте, которая находилась под чердаком. Возможности отходить на значительное расстояние от мольберта и уточнять рисунок издали у неё не было. В результате были допущены некоторые погрешности в изображении перспективы. Когда Татьяна Яблонская увидела их на Всероссийской выставке в Москве в большом зале, то тут же раздобыла этюдник и краски и за один день переписала те фрагменты композиции, которые её не устраивали.

   Картина была встречена с восторгом как критиками, так и зрителями. Её тут же приобрела Государственная Третьяковская галерея, а чуть позже художник написала второй вариант полотна для Национального художественного музея Украины.

«Хлеб»

  Немного лет прошло с той поры, как закончилась война. Поэтому нет ничего удивительного, что на картине запечатлены практически одни женщины, одетые в красивые украинские юбки, с широкой «лиштвою» (полоса из пёстрого материала — подшивка юбки). Кстати, потом летавские колхозницы высказали претензии автору за тот «старомодный» наряд. Ведь они сами носили традиционные для этой местности узкие юбки.

    Горизонт и небо закрыты огромной скирдой соломы, похожей на занавес. Только в правом верхнем углу художницей оставлен просвет. В центре картины «Хлеб» изображена задорная колхозница, которая засучивает рукава. Это обобщенный образ современной украинской женщины, которую Яблонская писала сразу с двух непрофессиональных моделей — Антонины Николиной и Галины Невчас.

   Про Галю художница пишет: «Очень она мне помогала в работе. Уж так бывало завяжет «хустку», так подоткнёт юбку, так встанет, что любо-дорого смотреть. Ни одна из городских женщин-натурщиц не могла повязать платок так, как это делала Галя, типично по-крестьянски, ловко, красиво».

   Вдали кипит работа: идёт молотьба, и на украшенные красными полотнищами машины грузят зерно. На борту одного из грузовиков на заднем плане — красное полотнище с лозунгом: «Хлеб — сила и богатство нашего государства», но он практически не читается, так как закрыт двумя фигурами колхозников. На мешке с зерном на переднем плане в левом нижнем углу стоит маркировка на украинском языке «Колхоз им. Ленина с. Летава» и дата — 1949 год.

   Интересный факт — незадолго до окончания работы к Татьяне Яблонской в мастерскую зашла пожилая уборщица института, которая раньше жила с семьёй в колхозе и даже работала там бригадиром. Увидев картину, женщина разрыдалась и промолвила: «Оце картина, оце життя, оце богатство».

Песня о труде

  Искусствоведы оставили довольно много отзывов об этой работе Татьяны Яблонской. Так Галина Шубина утверждала, что картина продолжает традицию крестьянских образов, берущую начало в творчестве Алексея Венецианова, которая в эпоху соцреализма наполнилась «барочным» пафосом фантастического изобилия, чтобы компенсировать реальные трудности первых послевоенных лет.

  Борис Никифоров сопоставлял «Хлеб» с картиной украинского художника XIX века Константина Трутовского «Белят полотно», что хранится в Национальном художественном музее Украины. По его мнению, центральные фигуры обоих полотен сходны в своих позах и движениях. Однако на картине Татьяны Яблонской заметен пафос гражданственности новой социалистической эпохи, она по-другому воспринимает значение труда в жизни человека.

   Внёс свою лепту в обсуждение и французский искусствовед Марк Дюпети, который сказал, что эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия…

   Ему вторил Леонид Владич: «Стоя перед картиной, понимаешь, что радость эта от сознания честно исполняемого долга перед Отечеством, перед народом». А вот один из и хранителей Государственной Третьяковской галереи Ольга Полянская посчитала, что в картине нет ни одного портрета реального колхозника. Более того, вместо председателя колхоза Давида Бойко, несколько скептично сказала она, художница и вовсе изобразила его сумку с вложенной в неё газетой…

  Сама художница ответила на всё это простой фразой: «Я хотела, чтобы моя картина звучала, как хорошая народная песня о труде, смотрелась бы как памятник этим людям». И это ей удалось.

Наталья Швец

Репродукция картины Татьяны Яблонской «Хлеб»

 

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи»: «Сварог создавал миф о стране Советов»