«Возвращение стада»: первая премия на конкурсе

возвращение стада

«Возвращение стада»: картине Фёдора Васильева присудили первую премию на конкурсе Общества поощрения художников

возвращение стадаПервая премия на конкурсе Общества поощрения художников 1868 года в Санкт-Петербурге была присуждена картине «Возвращение стада». Автору произведения Фёдору Васильеву выплатили 400 рублей. В следующем году это полотно для своей коллекции приобрёл Павел Третьяков.

     Для того чтобы добиться подобного успеха, восемнадцатилетний художник много трудился. Все лето он провёл вместе с художником Иваном Шишкиным в деревне Константиновка под Санкт-Петербургом.

    Работы, созданные Васильевым в этот период, так или иначе связаны с темой деревенского пейзажа. Помимо картины «Возвращение стада» в том же году были написаны «Деревенская улица» и «После грозы».

Возвращение стада

     В центре пейзажа, выставленного на конкурс, можно увидеть стадо овец, медленно бредущее по пыльной дороге к дому. Сбоку в красном платке идёт женщина, рядом с ней девочка. Чуть вдали заметны силуэты двух пастухов, которые сопровождают стадо. На дальнем плане можно рассмотреть тёмный перелесок.

     В придорожных зарослях видны белые камни. Трава примята ветром, почти слышен шум листвы деревьев, гнущихся под порывами. А в затянутом облаками небе носится перед грозой стая птиц. К слову, это затянутое грозовыми облаками небо больше всего понравилось критикам. Но при этом они остались не довольны рощицей, назвав её чужеродной.

  Однако так или иначе, успех Васильеву был обеспечен. Все были единодушны — молодой художник невероятно талантлив. Когда смотришь на его картины, кажется будто перед тобой в распахнутом окне раскинулся настоящий деревенский пейзаж, написанный с невероятной любовью…

Переворот в пейзажной живописи

    К сожалению, Фёдор Александрович Васильев прожил всего 23 года. И только пять из них серьёзно занимался изобразительным искусством. Тем не менее, художник оставил потомкам замечательные, лиричные картины родной природы.

   Его талант признавали все. А Иван Крамской, мнение которого высоко ценилось в мире искусства, сравнивал своего ученика «со сказочным богачом, не знающим счёта своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало».

   «Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин», — так скажет о Васильеве после его смерти другой не менее знаменитый мастер — Николай Ге.

   Холстами Васильева восхищались Илья Репин и Иван Шишкин… Никто из современников, как впрочем и поздних исследователей творчества Васильева, не сомневался — если бы не ранняя смерть, этот художник мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи…

Сын почтового чиновника

     Сын мелкого почтового чиновника Фёдор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года на Гатчине. Практически сразу семья переезжает в Санкт-Петербург и селится на Васильевском острове.

    Уже двенадцатилетним ребёнком Федю берут на службу на главный почтамт. Мальчик настолько полюбил рисовать, что любую свободную минуту тратил на зарисовки. А в трудные дни после смерти отца, когда на плечи Фёдора ложатся заботы о содержании семьи, только рисование помогло выжить. Чтобы получить дополнительный заработок, юноша идёт учеником к Петру Соколову, работавшему в Академии художеств реставратором, и занимается в Вечерней рисовальной школе при Обществе поощрения художеств.

Шишкин в жизни художника

   Вскоре Фёдор знакомится с известным художником-пейзажистом Иваном Шишкиным. Мастер преподавал в школе, где он учился, и не мог не обратить внимания на юное дарование.  В 1863 году молодой художник Васильев приходит в «Артель художников», которую возглавляет Иван Крамской. Это общение, которое потом перерастёт в тесную дружбу, станет для него главным художественным университетом.

      Но всё-таки основную роль в выборе художественного направления сыграл именно Шишкин. Благодаря ему Фёдор научился различать разнообразные формы природы, улавливать конструкцию деревьев и листьев. Именно Шишкин научил его наблюдать. Кстати, если присмотреться, ранние пейзажи Васильева очень похожи на работы его учителя.

Валаам

   В июне 1867 года, опять же по предложению своего педагога, Фёдор отправляется рисовать на остров Валаам. Знакомый до этого только с техническими приёмами рисования, начинающий живописец получил возможность рисовать на натуре, да ещё и под руководством такого опытного наставника, как Иван Шишкин!

  Васильев внимательно прислушивается к его советам и пишет, как одержимый.

    Вернувшись с плэнера, он выставляет свои работы на выставке Общества поощрения художников. И вот он — первый успех!  Картину «На острове Валааме. Камни» покупает крупный меценат граф Сергей Строганов. Потом он во многом помог начинающему художнику, стал его покровителем и внимательно следил за успехами.

    Более того, по приглашению графа художник проводит лето в селе Знаменское Тамбовской губернии. Потом едет в ещё одно графское имение Хотень под Сумами, что на Украине. После чего на его этюдах стали появляться дубы в три обхвата…

Болезнь

       Рассказывают, что когда Илья Репин впервые увидел работы Васильева, он был очень сконфужен. Как потом сам признался: «Этот юноша имел манеру написания картин с такими композиционными решениями, которые в голову не приходили ему, окончившему Академию художеств…»

   После четырехмесячного путешествия по Волге, которое в 1870 году Васильев совершил вместе с Ильёй Репиным, из-под его кисти выходит картина «Вид на Волге. Барки». Критики встречают её с восторгом и называют гимном красоте летнего утра.

    Затем он создаёт знаменитую «Оттепель». Эта работа вновь отмечена первой премией Общества поощрения художеств. Написанная в любимых Васильевым золотисто-коричневых с оливковыми тонах, она довольно точно передаёт такое необычное состояние природы зимой, как оттепель.

    К сожалению, именно во время работы над «Оттепелью» выяснилось, что молодой мастер заболел туберкулёзом.

     По предложению графа Строганова Фёдор Васильев проводит лето 1871 года в его южных имениях, но легче ему не становится.

Продолжатель традиций

   Врачи настоятельно рекомендуют покинуть сырой Петербург и тогда Общество поощрения художеств выделяет ему средства на поездку в Крым. А перед отъездом Васильев узнает приятную для себя новость: его зачисляют вольноопределяющимся учеником Академии художеств и дают звание художника I-й степени с условием выдержать по возвращению экзамен из научного курса.

      За два года жизни в Крыму Фёдор Васильев помимо множества рисунков пишет две удивительные картины: «Болото» и «В крымских горах»… И вновь критики не скрывают восхищения и твердят в один голос: о чём бы не писал этот Васильев — убогих русских деревушках или величественных крымских горах — его картины наполнены подлинной поэзией и глубоким эмоциональным чувством… И вообще, он выступает достойным продолжателем традиций, заложенных художниками Алексеем Венециановым и Алексеем Саврасовым.

     Фёдор Васильев умер 8 сентября 1873 года в Ялте. Ему было всего 23 года. На посмертной выставке, организованной друзьями, все картины и даже эскизы были раскуплены ещё до открытия..

  Два из его альбомов были приобретены императрицей Марией Александровной и два поступили в библиотеку Академии художеств.

 

Наталья Швец

Репродукция картин Фёдора Васильева

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — ««Девочка и фарфор» — одна из самых поэтичных работ художника Александра Головина»