Актрису Пелагею Стрепетову Николай Ярошенко написал почти одновременно с Ильёй Репиным
Невысокая женщина с гладко зачёсанными волосами в простом платье, крепко сплетя пальцы рук, задумчиво куда-то смотрит… В этой скромнице, изображённой художником Николаем Ярошенко, которого современники называли «совестью передвижников», сложно признать великую русскую трагическую актрису Пелагею Стрепетову. И сразу вспоминается другой, куда более экспрессивный портрет актрисы, выполненный Ильёй Репиным…
Оба портрета находятся в Третьяковской галерее. Художники – прославленные мастера русского реалистического искусства второй половины XIX века – Илья Репин и Николай Ярошенко, писали их почти одновременно…
Естественно, манера написания портретов существенно отличается друг от друга. У Репина это страсть, порыв, а у Ярошенко, как сказал Иван Крамской, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой».
Впрочем, противопоставлять эти два портрета никоим образом нельзя, ведь, как бы они не отличались друг от друга, в них есть много общего. А именно — они раскрывают внутреннее состояние человека и показывают душевную драму женщины.
Разноречивые отклики
Работу Ярошенко зрители впервые увидели на XII Передвижной художественной выставке в 1884 году. Отклики на неё оказались весьма разноречивыми. Художник Иван Крамской о ней отозвался восторженно, а вот анонимный рецензент «Санкт-Петербургских ведомостей» назвал картину «довольно неудачной».
Согласиться с данным высказыванием довольно сложно. Ибо неизвестный меж тем признал, художник написал здесь не Стрепетову-актрису, а скорее Стрепетову-личность.
Перед нами предстаёт сдержанная женщина с бледным и несколько суровым лицом в простом тёмном платье, погружённая в свои мысли. Глядя на этот облик сложно представить, сколько страстей скрывается в этой натуре И всё же в хрупкой фигуре, крепко сцепленных руках и плотно сжатых губах, в словно светящемся изнутри взгляде видна сильная личность.
Стрепетова играла натур страстных
Именно такой Стрепетову, героини которой были натурами цельными и страстными, видели на сцене. Почитатели её таланта знали, насколько она меняется во время спектакля и стоя аплодировали её Катерине в «Грозе» Александра Островского, Лизавете в «Горькой судьбине» Алексея Писемского…
Современники всегда воспринимали её игру как протест живой страстной души против удушающего мрака и бесчеловечности.
Так что нет ничего удивительного в том, что чуть позже об этой работе Ярошенко известный художественный критик Владимир Стасов сказал: «Вся её нервная натура, всё, что в ней есть измученного, трагического, страстного, чувствуется здесь в портрете».
Подкидыш
Жизнь не особо баловала Полину-Пелагею, родителей которой, как, впрочем, и точной даты рождения, никто не знает. Сама же она считала, что родилась 4 октября 1850 года. Ибо именно тогда на крыльце дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова был найден свёрток с младенцем женского пола.
Девочке очень повезло с приёмными родителями. Отец, пусть и любил приложиться к бутылке, что в итоге и свело его в могилу, был человеком редкой души. А приёмная мать Елизавета Ивановна была неплохой актрисой. Свою карьеру на сцене начинала вместе с сёстрами и братьями в крепостном Выксунском театре Ивана Дмитриевича Шепелева, которого недоброжелатели называли «Нероном Ардатовского уезда».
Окружающие были единодушны в оценке: Елизавета Ивановна — человек высоких моральных качеств и может воспитать детей в любви к театру и одновременно оградить их от закулисной грязи…
Трудно сказать, стала бы Поленька актрисой, если бы в Нижний Новгород на гастроли не приехала московская знаменитость — Любовь Никулина-Косицкая. Именно она стала эталоном игры для юной Стрепетовой, которая впоследствии станет продолжательницей, созданной свои кумиром традиции поэтичного изображения русской женщины, которая мечтает о любви и отстаивает её.
Ей всегда аплодировали
Надо сказать, что в детстве Пелагея была диковатой и неуклюжей, имела непропорциональную фигуру и неправильные черты лица. Но видимо в ней было что-то особенное, иначе как объяснить факт, что когда девушке исполнилось пятнадцать, приёмная мать попросила за неё знакомого антрепренёра.
Впервые зритель увидел актрису Пелагею Стрепетову на сцене в 1865 году в Рыбинске. Театрального образования у неё, конечно, не было, но зато были прекрасные учителя!
За несколько лет ей пришлось перепробовать все жанры — драму, комедию, водевиль, оперетту, но зрители всегда аплодировали ей.
Играла она нервами
Молодая актриса работала как одержимая. За три года сменила семь городов и сыграла больше ста ролей… Публика в прямом смысле слова боготворила Стрепетову. Зрителям пришлась по душе её экзальтированность, актёрский максимализм. Как потом вспоминали партнеры по сцене: «Играла она нервами, тратила столько сил, столько физического напряжения, что иногда расходовала себя на втором, на третьем акте и, уже совсем разбитая, доканчивала пьесу. На другой же день она вновь отдавалась делу с таким же самопожертвованием».
В Саратовском театре она встретилась со своим будущим мужем — актёром Михаилом Стрельским, который мало того, что имел законную супругу, которая жила за границей, но и вообще был «охочь до дамского полу».
Но страсть оказалась настолько сильной, что Пелагея ничего не видела и не замечала. Ездила за ним из города в город в качестве незаконной жены… В итоге, нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием. Но что ей было делать? Женщина ждала ребёнка и не могла рассчитывать только на собственный ангажемент…
Трагедийная актриса
На актрису Пелагею Стрепетову как на обладателя трагедийного дарования режиссёры и критики обратили внимание в 1871 году, когда та работала в Казани. Именно тогда она с огромным успехом сыграла свои лучшие роли — Лизавету («Горькая судьбина» Писемского), Катерину («Гроза» Островского), Марью Андреевну («Бедная невеста» Островского), Аннету («Семейные расчёты» Куликова).
В 1876 году Стрепетова впервые выступает на сцене Александринского театра, где потом сыграет свыше 30 ролей. Её талант ценили Иван Тургенев, Владимир Немирович-Данченко, Пётр Чайковский. А писатель Алексей Плещеев и вовсе скажет о ней: «Стрепетова играла, как Толстой говорит, как Репин пишет».
Интересные воспоминания об актрисе оставил художник Михаил Нестеров: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актёров, основывавших свою игру на непосредственном «чувстве», была неровна в игре. Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – её тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна. И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у неё успехи с неудачами, с отчаянием».
Вместе с тем, в газетах ярко и красочно описывались схватки между противниками и сторонниками актрисы. Первые обсуждали и критиковали её каждый шаг, а вторые наоборот восхваляли. В итоге, постепенно из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с её участием.
Так что вскоре из коронных ролей осталась одна «Гроза», которую ставили по утрам. Именно поэтому Стрепетова с горькой иронией стала называть себя «воскресной актрисой». В Александринском театре она прослужила почти десять лет и с годами её положение там не становилось лучше…
Личная жизнь актрисы
О личной жизни актрисы известно довольно много. К слову, она сама этому поспособствовала, написав в самом начале 1870-х годов записки «Минувшие дни».
С первым мужем, которого впрочем, мужем назвать нельзя, так как он был женат, жизнь сразу не заладилась. Рождённую от этой связи дочь Машу Стрепетова никогда не любила.
Второй брак с образованным, интеллигентным Модестом Ивановичем Писаревым, её другом и партнёром по сцене, длился семь лет. Поначалу всё шло просто замечательно. У них родился сын, которого в честь Белинского называют Виссарионом. Но затем супруг влюбился в молодую красавицу актрису Александру Яковлевну Гламу-Мещерскую и союз распался.
Последний брак, заключённый с Александром Погодиным, внуком известного историка, вызвал массу пересудов и недоброжелательных толков. Закончилось всё трагически: безмерно ревновавший жену Погодин, который был моложе её на тринадцать лет, после очередной размолвки застрелился на пороге спальни.
Пелагея Антипьевна до конца дней не могла простить себе, что не спасла его: «И знаете, что меня мучит больше всего… ведь я могла ещё пожалуй, удержать его от этого! В последний день вечером он меня предупреждал, что убьёт себя, — я не поверила!».
Одиночество
В последние годы Стрепетова осталась совсем одна. Сын Виссарион, которого мать хотела видеть дипломатом, уехал служить в Константинополь. С дочерью Марией, страстно мечтавшей стать актрисой, но по желанию матери выбравшей профессию учительницы, они были не очень близки.
Пелагея Антипьевна умерла от рака в 1903 году. Вскоре после этого пришло известие о новом несчастье — Виссарион покончил с собой.
Наталья Швец
Репродукция портрета актрисы Пелагеи Стрепетовой работы Николая Ярошенко
Предыдущая публикация по теме «Сто шедевров живописи» — «Портрет актёра, основателя первого русского театра Фёдора Волкова выполнен Антоном Лосенко незадолго до его смерти»