Екатерина Юнге — одна из первых в России признанных женщин-живописцев

Одной из первых российских женщин-живописцев и педагогов, получивших известность в стране за рубежом, стала Екатерина Юнге. Урождённая Толстая, она удостоилась звания почётного вольного общника Академии художеств за картину «Заброшенный парк». С 1887 года преподавала в Строгановском училище. Предпочитала писать пейзажи.

Художница работала в технике масла, акварели и энкаустики, писала и рисовала ландшафты, натюрморты, интерьеры. Картина «Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве» – один из немногих сохранившихся образцов её пейзажного творчества. Написала она её в 1892 году.

Перед зрителем предстаёт безмятежный солнечный осенний день. Парк, освещённый мягкими солнечными лучами, навевает лирическое настроение. Пейзаж восхищает сочными и яркими красками. Зрителя так и тянет туда, хочется оказаться на берегу озера, прогуляться вдоль него, полюбоваться золотой листвой…

Судя по всему, похожие чувства охватили и Павла Третьякова, когда тот увидел пейзаж. Коллекционер приобрёл картину у автора и теперь она находится в Государственной Третьяковской галерее. А одноимённый этюд к картине экспонируется в Музее-заповеднике В.Д. Поленова.

Кстати, в конце XIX – начале XX века подобный лирично-ностальгический образ природы нередко был связан с изображениями старинных парков в барских и дворцовых усадьбах, которые стали своего рода символами уходящей эпохи.

Екатерина Юнге 

Екатерина Фёдоровна Юнге, урождённая Толстая, была младшей дочерью живописца и скульптора, вице-президента Императорской Академии художеств Фёдора Толстого. В истории искусства она известна под фамилией своего супруга, врача-офтальмолога Эдуарда Юнге. Он, кстати, был основателем крымского дачного посёлка Коктебель.

С детства в доме отца Екатерина видела многих замечательных деятелей науки и культуры. Писатель Алексей Константинович Толстой приходился ей двоюродным братом, а великий Лев Николаевич Толстой — троюродным. В собрании Третьяковской галереи, кстати, есть детский портрет Екатерины Фёдоровны (Пётр Шамшин. «Портрет Екатерины Фёдоровны Толстой», 1845).

В 1870-е годы Юнге брала уроки живописи у мастеров пейзажного жанра Арсения Мещерского и Михаила Клодта, писала натурные этюды в окрестностях Выборга. В 1878 году за исполненную на их основе картину «Жатва» на Всемирной выставке в Париже художницу наградили малой серебряной медалью.

Потом Екатерина совершенствовала своё мастерство в Дюссельдорфе. Она занималась под руководством видных представителей дюссельдорфской школы пейзажиста Освальда Ахенбаха и жанриста Беньямина Вотье.

Помимо изобразительного искусства, Юнге активно занималась писательством. Также вела разнообразную общественную деятельность, участвовала в распространении в России женского образования.

Одна из первых женщин-живописцев

Она стала одной из первых российских женщин-живописцев и педагогов, получивших известность в стране за рубежом. Медалистка выставок — Всероссийской и Парижской всемирной… Для женщины того времени — это выдающее достижение.

В творчестве Юнге преобладали пейзажи с видами крымской природы, а также портреты современников. В настоящее время её произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном литературном музее в Москве, Музее – усадьбе В.Д. Поленова, Феодосийской картинной галерее, других галереях и частных коллекциях. 

Оставила Екатерина Фёдоровна свой след и в литературе. Её перу принадлежит исследование «Русские женщины в искусстве». 

Знакомства с замечательными людьми

На протяжении своей долгой жизни Екатерина Фёдоровна знала многих замечательных людей. В доме её отца бывали лучшие представители искусства. В их числе близкий друг родителей Тарас Григорьевич Шевченко. Благодаря таким близким знакомствам большой интерес представляют написанные Юнге «Воспоминания», охватывающие середину ХIХ века (1843-1863). 

Она поддерживала связь с Ясной Поляной, переписывалась с Фёдором Достоевским, дружила с историком Николаем Костомаровым, лично знала Тараса Шевченко, Николая Ге, Василия Поленова и многих других. Её пейзажи регулярно появлялись на выставках Общества русских акварелистов, а дом посещали талантливые художники и писатели.

Долгие годы её связывала дружба с поэтом Максимилианом Волошиным. Через него она познакомилась с Мариной Цветаевой. В одном из писем Максимилиан Волошин так характеризует свои впечатления от произведений Юнге: «Показывала она мне серию своих картин, нарисованную этим летом в Ялте, и на меня так и пахнуло Крымом, горами, запахом фьялок, морским воздухом, ароматом роз, — всем тем, что так живёт, дышит и блещет на её картинах… По-моему, никто так хорошо не передает все тонкости крымского пейзажа, как она».

Словом, Крым был лучшим местом для творчества Екатерины Фёдоровны. Ей нравилось писать пейзажи и цветы Крыма. Особое место в её творчестве занимали любимые розы. В коллекции Дома-музея Волошина хранятся два её этюда с розами.

Отношения с Львом Толстым

Лев Толстой, по его выражению, «зачитывался её воспоминаниями не в положенное время». В тех же своих «Воспоминаниях» Екатерина Юнге пишет о начале своего знакомства с писателем, когда он после Крымской кампании приехал в Петербург и посетил дом её отца.

Она пишет: «После войны приезжал в Петербург и явился к нам Л.Н. Толстой; он тогда был ещё очень молод, но его произведения читались нарасхват; он уже стоял наряду с лучшими писателями, а наш кружок ставил его выше многих; в его «Детстве» и «Севастопольских рассказах» веяло чем-то совсем новым, но таким, что находило отголосок во многих сердцах».

Почти через тридцать лет Екатерина Фёдоровна возобновила знакомство с Толстым, прочитав его «Евангелие». И сам  Лев Николаевич с большой теплотой относился к ней. Она многократно бывала у него, вела с ним переписку. В работе над повестью «Хаджи Мурат» Толстой использовал характеристики личности царя Николая I из заметок Юнге.

По свидетельству писателя Сергея Елпатьевского, Екатерина Фёдоровна «удивительно походила лицом на Льва Николаевича», «и не одним только лицом, — в ней много было толстовского».

Семья

Екатерина и Эдуард Юнге воспитали четверых сыновей: Владимира, Фёдора, Александра и Сергея. С 1890 г. супруги жили раздельно. Владимир и Сергей, умершие в 1902 г., похоронены рядом с отцом, в семейном склепе Юнге на прибрежном холме близ их имения в Коктебеле.

Екатерина Фёдоровна Юнге скончалась 20 января 1913 года в Москве, похоронена на кладбище при Донском монастыре.

екатерина юнге

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Юнге Е. Ф. Воспоминания: 1843—1860. М.: Сфинкс, 1914;
Юнге Е. Ф. Воспоминания о Н. И. Костомарове // Киевская старина, 1890; 
Юнге Е. Ф. Воспоминания. Переписка. Сочинения. 1843—1911;
«Воспоминания Е. Ф. Юнге, урожд. граф. Толстой. 1843—1863», изд. «Сфинкс», М., 1914;

Елпатьевский С. Я., Воспоминания за 50 лет, изд. «Прибой», Л., 1929,
«Переписка Л. Н. Толстого с гр. А. А. Толстой», СПБ., 1911

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Елена Поленова — талантливый иллюстратор русских народных сказок и живописец